Программы для развития памяти и внимания

Обновлено: 05.07.2024

В среднем детстве, когда дети становятся более эффективными при обработке «входных данных», продолжительность их концентрации внимания увеличивается, а их способность фокусировать и концентрировать свое внимание становится более выраженной и надежной. Дети получают возможность удерживать свое внимание на теме (например, плане урока учителя) в течение более длительных периодов времени. Кроме того, их способность подавлять или игнорировать автоматическую тенденцию своего внимания отвлекаться на отвлекающие факторы (например, на щебетание птиц за окном) также улучшается. Чистый эффект заключается в том, что дети становятся более эффективными учениками и лучше переносят занятия в классе и извлекают из них пользу.

Конечно, не все дети испытывают это типичное постепенное улучшение своей способности концентрировать внимание. Некоторые дети среднего возраста не испытывают этих нормальных улучшений внимания и памяти и вместо этого изо всех сил пытаются сконцентрироваться во все более требовательной школе, семье и социальной среде, в которой они оказываются. серьезные академические и социальные проблемы. Постоянная неспособность ребенка удерживать внимание на деятельности может быть признаком синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который подробно обсуждается в нашем тематическом центре СДВГ.

Память

знак воспоминаний

Согласно теории обработки информации, объем детской памяти и способность использовать свою память также увеличиваются и улучшаются в среднем детстве. Улучшенные навыки памяти детей позволяют им хранить все больше информации и надежно извлекать ее позже, когда она им понадобится для выполнения домашних заданий, тестов и других учебных занятий. В дополнение к увеличению фактического объема памяти дети также становятся более изощренными в способах организации информации, которую они запоминают. Например, в этом возрасте дети лучше умеют использовать стратегии запоминания (например, эвристики или короткие пути для запоминания, например, заучивая первую букву каждого слова в списке, который вы пытаетесь запомнить). Бессмысленное слово «РОЙГБИВ» пример такой мнемонической стратегии для запоминания цветов радуги: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, индиго и фиолетового По мере того, как дети становятся более способными к хранению и извлечению информации, они, соответственно, также становятся более способными к рисованию. на знаниях, которые они узнали ранее, чтобы делать выводы и делать обоснованные предположения о том, как решать новые проблемы.

Метапознание

Общие знания детей среднего возраста продолжают расти и становиться лучше организованными в результате их повседневного использования расширяющихся когнитивных навыков. С ростом их базы знаний созревают и метакогнитивные способности детей. Термин «метапознание» описывает растущую способность детей обращать внимание на свое психическое состояние и использовать эту информацию для более эффективного решения проблем. Хорошим примером метакогнитивных способностей детей является развитие у них когнитивной саморегуляции, которая описывает их способность распознавать и определять, успешно ли они продвигаются к цели. Если они не прогрессируют удовлетворительно, хорошо развитые когнитивные навыки саморегуляции помогают детям понять, что это так и что им нужно придумать новый подход к решению своей проблемы, если они хотят добиться дальнейшего прогресса.

Дима Амсо

Дима Амсо — доцент кафедры когнитивных, лингвистических и психологических наук Университета Брауна. Она получила степень бакалавра психологии в Университете Тафтса, прошла обучение в Корнельском университете и получила докторскую степень по психологии в Нью-Йоркском университете в 2005 году. Затем она поступила на факультет Медицинского колледжа Вейла Корнельского университета. Амсо работает в Университете Брауна с 2010 года. В ее исследованиях изучается развитие внимания и памяти у типично и нетипично развивающихся групп населения с акцентом на то, как переменные среды формируют эти траектории. Исследование Амсо финансировалось Национальным институтом психического здоровья, Национальным институтом общих медицинских наук и Брауновским институтом наук о мозге, и она является лауреатом научной премии Джеймса С. Макдоннелла. Она входит в редакционные коллегии трех международных журналов. Сайт автора.

Младенец пристально смотрит на лицо матери, словно запоминая его детали. Она смеется только тогда, когда папа входит в комнату. Она внимательно следит за своим братом, когда он бегает во время игры.Этот неуклюжий, дремлющий, не говорящий человек присутствует, посещает и учится со скоростью, которая, возможно, не имеет себе равных в любой другой момент ее жизни. В моей лаборатории мы изучаем поведенческие и нервные процессы, которые являются краеугольными камнями пути развития такого младенца.

Вместе с моими коллегами из Университета Брауна мы изучаем процессы развития, включая внимание, память и когнитивный контроль, начиная с младенчества и заканчивая взрослой жизнью. Наш подход является междисциплинарным и включает теории и методы нейробиологии, когнитивистики, психологии, генетики и общественного здравоохранения. Наши инструменты включают компьютерное моделирование, отслеживание взгляда, спектроскопию в ближней инфракрасной области у младенцев, функциональную магнитно-резонансную томографию у детей и подростков, а также сбор генетических и социально-демографических данных в больших выборках. Этот небольшой отрывок посвящен нашей работе по развитию зрительного внимания.

Развитие внимания

Общий термин «внимание» описывает набор различных, но связанных между собой процессов, включая ориентацию визуального внимания, слуховое внимание, исполнительное внимание, скрытое внимание и т. д. В обсуждаемой здесь работе исследуются механизмы ориентации зрительного внимания на выбранное место в пространство, начиная с младенчества. Ориентация визуального внимания является одним из самых ранних способов исследования, доступных человеческим младенцам. Скоординированный взгляд — отличный источник информации об окружающем мире до того, как младенцы научатся ходить, говорить и хватать.

Направление визуального внимания может быть вызвано внешними раздражителями, а также нашими собственными внутренними целями или планами. Например, представьте себе фотографию заметного ярко-оранжевого заката, наложенного на черно-белый пейзаж. Увидев изображение, мы, скорее всего, сразу же обратим внимание на закат в зависимости от его цвета. Альтернативно, ориентация внимания может быть произвольной. Мы часто намеренно ищем родителя, обыскивая каждое лицо в толпе, пока не найдем его или ее. Эти две формы зрительной ориентации внимания имеют разные траектории развития в первый год жизни и далее.

Наша работа показала, что внимание к важным местам в сценах (например, к закату на фотографии) развивается в течение первого года после рождения и стабилизируется вскоре после этого (Amso, Markant & Haas, 2014). Мы наблюдали за участниками в возрасте от 4 месяцев до 24 лет, когда они просматривали фотографии людей в захламленной окружающей среде. В половине из них лицо было визуально заметным местом на изображении, в то время как в другой половине дисплеев лицо не было самым заметным местом на изображении. Мы исследовали, куда участники направляли свои первые несколько движений глаз. Мы обнаружили, что внимание к лицам в беспорядке увеличилось в течение первого года, и только после первого года младенцы и дети начали обращать внимание на выделяющиеся лица поверх и за пределами невыделенных лиц. Учитывая, что стимул интереса (лица) был одинаковым для обоих наборов изображений, мы интерпретируем это как означающее, что ориентация визуального внимания, управляемая визуальными особенностями внешнего мира, не стабилизируется до второго года жизни.

Пример глаза- отслеживание данных, пока ребенок сканирует естественную сцену на дисплее компьютера. Линии представляют собой движения глаз участника из одного места в другое, а кружки представляют фиксации в каждом месте». ширина=

Пример данных отслеживания глаз, когда ребенок сканирует естественную сцену на экране компьютера. Линии представляют собой движения глаз участника из одного места в другое, а кружки — фиксации в каждом месте.

Мои коллеги и я обеспокоены тем, какими могут быть агенты этих изменений в развитии. Наша работа предполагает возможность того, что эта траектория развития переплетается с развитием зрения (Amso, Markant & Haas, 2014; Amso & Scerif, 2015). Обработка сигналов цвета, движения и глубины также развивается в первый постнатальный год. Ослабленная визуальная обработка в раннем младенчестве, например, плохое цветовое зрение, может привести к различиям в том, как распределяется ориентация внимания у детей младшего и старшего возраста. В качестве аналогии взрослый человек с дальтонизмом не будет смотреть на закат на черно-белой фотографии так же быстро, как человек с типичным цветовым зрением. Таким образом, развитие зрения может стать важным элементом развития зрительного внимания.

Наши данные показывают, что во время естественного исследования в младенчестве изменения в зрении и их влияние на зрительное внимание могут побуждать младенцев смотреть на части мира, которые не всегда совпадают с тем, на что обращают внимание взрослые опекуны. Это несоответствие может показаться контрпродуктивным.Почему наш мозг устроен таким образом в столь раннем возрасте, когда оптимальное взаимодействие с опекунами имеет решающее значение для здорового социального развития? Мы предлагаем здесь предположение о том, что преимущество незрелости зрительной системы младенцев может заключаться в том, что она заставляет младенцев полагаться на указания опекунов, а опекуны вынуждают направлять внимание младенцев на объекты или события по выбору опекунов. Конечно, это также означает, что внимание обращено на лица лиц, осуществляющих уход, поскольку они предоставляют информацию, эмоциональную поддержку или маркируют предметы именами. В поддержку этой гипотезы мы обнаружили, что социально-демографические факторы, в том числе количество братьев и сестер в доме, были предикторами изменений в развитии при ориентации на лица в других загроможденных природных сценах в младенчестве (Amso, Markant & Haas, 2014). Таким образом, младенцы могут узнавать как о мире, так и о том, что люди являются его важной частью. Взрослые, естественно, стараются привлечь внимание младенцев громкими голосами, материнскими жестами, экстремальными жестами и яркими красочными игрушками с большим контрастом. В некотором смысле, эти хаки внимания устраняют необходимость в механизме внимания, похожем на взрослый.

Эти результаты имеют значение как для типичного, так и для атипичного развития. В другом исследовании с использованием тех же природных сцен с участием детей в возрасте 3-5 лет с расстройствами аутистического спектра (РАС) и детей с типичным развитием (TD) соответствующего возраста и пола (Amso, Haas, Tenenbaum, Markant & Sheinkopf, 2014) мы обнаружили, что дети с РАС превосходят детей с ТР в нашей задаче на ориентацию визуального внимания, поскольку они больше полагались на внешние характерные визуальные особенности мира, чтобы направлять ориентацию визуального внимания. В будущей работе мы изучим, насколько рано в развитии эта разница в ориентации проявляется у младенцев с высоким семейным риском РАС, и нарушает ли этот более зрелый паттерн потребность в приемах внимания, которые взрослые воспитатели используют для визуального ориентирования младенцев в раннем возрасте.

Внимание и память

Изучение внимания приобретает особое значение в связи с тем, что его развитие связано с обучением и памятью. Воспоминания — это единицы опыта, которые со временем накапливаются для создания надежных и сложных структур знаний. В многочисленных исследованиях мы показали, что то, что посещают младенцы, определяет то, что они увидят, узнают и запомнят (например, Amso & Johnson, 2006). Совсем недавно работа в моей лаборатории бывшего постдока Джули Маркант (теперь доцент Тулейнского университета) показала, что развитие тормозных процессов во время ориентации внимания, которые начинают развиваться уже в 4 месяца, является важной переменной в том, насколько хорошо информация воспринимается. кодируется для последующего распознавания в памяти.

Большое количество информации можно узнать, просто ориентируясь или осматривая загроможденные места. Когда младенцы переводят взгляд с одного места на другое, любая информация, переносимая из ранее посещенного места, может отвлечь внимание от изучения того, на что он в данный момент обращает внимание. Наша работа с младенцами уже в возрасте 4 месяцев показывает, что способность подавлять это отвлечение во время последовательностей движений глаз важна для обучения и запоминания информации в посещаемом в настоящее время месте (Markant & Amso, 2013; Markant & Amso, 2015). Более того, используя фМРТ у взрослых, мы показали, что корковая активность, представляющая как усиление внимания в текущем месте, так и подавление ранее посещаемого места, коррелирует с памятью распознавания для заученных образов в последующем задании памяти (Markant, Worden & Amso, 2015). . Результатом этих исследований является то, что внимание помогает нам учиться уже в младенчестве. Гипотетически такая активация памяти с помощью внимания может служить важным инструментом обучения или вмешательства.

Мы нашли косвенное подтверждение этой гипотезы в исследовании детей в возрасте 7–17 лет, посвященном нашей задаче на внимание и память (Markant & Amso, 2014). В частности, мы обнаружили, что у людей с более низким IQ память хуже. Однако было обнаружено, что динамика внимания и то, вызывали ли мы торможение ранее посещаемого места во время ориентации визуального внимания на целевые изображения для случайного кодирования в памяти, смягчают влияние индивидуальных различий в IQ на производительность памяти. То есть только тогда, когда во время кодирования задействуются тормозящие процессы, ориентирующие внимание, люди с более низким IQ выполняли последующую задачу распознавания памяти так же, как их коллеги с более высоким IQ. Это захватывающее открытие может иметь важные последствия для образовательных и обучающих программ, направленных на улучшение памяти в будущем. Вместо того чтобы тренировать память как таковую, стоит тренировать сосредоточенное внимание.

Выводы и будущие направления

На сегодняшний день наша работа носила преимущественно лабораторный характер. Однако зрительное внимание, обучение и память — все это происходит в природе.Недавние разработки в области крупномасштабного сбора цифровых данных позволяют получать точные измерения у младенцев и детей, занимающихся, играющих и общающихся в своей естественной среде обитания. Мы построили помещение в нашей лаборатории в Университете Брауна в сотрудничестве с проф. Кевина Бата и Томаса Серра, который оснащен камерами для съемки детей со всех сторон. Младенцы и дети носят портативные айтрекеры и устройства для сбора данных о частоте сердечных сокращений и кожно-гальванической реакции, а также для записи речи. Краткосрочная цель состоит в том, чтобы зафиксировать тонкие модели поведения, которые дают нам информацию о физиологии, переменных окружающей среды и динамике ориентации внимания в дикой природе и во время развития. Долгосрочная цель состоит в том, чтобы объединить эти измерения с инструментами обработки больших данных, включая компьютерное зрение и машинное обучение, для автоматизации кодирования человеческого поведения. Преимущество этого подхода заключается в уменьшении предвзятости и нагрузки на человека при управлении большими наборами данных, включающих поведение человека в режиме реального времени. Преимущество этого метода заключается также в том, что ученые могут определить, какие модели поведения наиболее предсказуемы для оптимальных и субоптимальных результатов как в типичной, так и в нетипичной популяции.

Благодарности

Мы благодарим студентов, аспирантов и докторантов Лаборатории когнитивной нейробиологии развития Университета Брауна за их энтузиазм и усердную работу. Мы также с благодарностью признательны нашим источникам финансирования (P20 GM103645 и R01 MH099078, а также премия ученого Джеймса С. Макдоннелла в области понимания человеческого познания для DA). Особая благодарность младенцам и семьям за их участие в нашей работе.

Ссылки

Амсо Д. и Шериф Г. (в печати). Внимательный мозг: уникальные идеи нейробиологии когнитивного развития. Nature Reviews Neuroscience, 18(6), 863.

Амсо Д., Хаас С., Тененбаум Э., Маркант Дж. и Шейнкопф С. (2014). Ориентация внимания снизу вверх у маленьких детей с аутизмом. Journal of Autism & Developmental Disorders, 44(3), 664–73.

Амсо, Д., Маркант, Дж., и Хаас, С. (2014). Исследование слежения за глазами изменений в развитии восходящего внимания при ориентации на лица в загроможденных естественных сценах. PLOS ONE, 9(1), e85701.

Амсо, Д., и Джонсон, С.П. (2006). Обучение путем выбора: Зрительный поиск и восприятие объектов у младенцев раннего возраста. Психология развития, 42(6), 1236–45.

Маркант Дж. и Амсо Д. (2015 г.). Развитие селективной ориентации внимания является фактором изменения эффективности обучения и памяти. Детство. Epub перед печатью.

Маркант Дж. и Амсо Д. (2014 г.). Уравнивание игрового поля: внимание смягчает влияние IQ на память. Познание, 131(2), 195–204.

Взгляды, выраженные в этой статье, принадлежат автору и не отражают мнения или политику APA.

Приложения — это увлекательный способ провести свободное время и отлично отдохнуть после долгого дня. Но можно ли укрепить свой мозг, пока вы отдыхаете? Многие специалисты считают, что приложения и онлайн-игры могут принести пользу психическому здоровью, особенно для улучшения памяти. Согласно The Huffington Post, « Надин Каслоу, доктор философии, профессор и заместитель председателя факультета психиатрии Университета Эмори и президент Американской психологической ассоциации, говорит, что приложения могут способствовать укреплению психического здоровья посредством участия в мероприятиях, направленных на уменьшение симптомов и улучшение психологического функционирования». Приложения идеально подходят для занятых студентов и работающих специалистов, потому что вы можете получить к ним доступ с большинства мобильных устройств, что делает их идеальными для вашей повседневной жизни. Они также интересны для всей семьи, а для тех приложений, которые позволяют вам играть с другими, вы также можете вовлечь своих детей. Никогда не рано начать укреплять свою память! Ознакомьтесь с этими 10 забавными приложениями, которые могут улучшить вашу память:

  1. Lumosity
    Lumosity предлагает различные забавные игры, адаптированные к вашим потребностям, которые могут не только укрепить память, но и улучшить внимание, решение проблем, скорость обработки и умственную гибкость. (Доступно для устройств Apple; есть бесплатная и платная версии приложения. Также доступно в Google Play.)
  2. Eidetic
    Eidetic тренирует вашу память, используя специфическую для вас информацию — номера телефонов контактов, реквизиты банковского счета и т. д. — чтобы помочь вам запоминать закономерности, слова, факты и числа. Это пространство проверяет вас с течением времени, чтобы, возможно, улучшить долговременную память. (Доступно на устройствах Apple бесплатно)
  3. CogniFit Brain Fitness
    Это приложение может помочь вам улучшить когнитивные способности с помощью интерактивных игр, разработанных нейробиологами для улучшения памяти и концентрации. Вы можете отслеживать прогресс и получать информацию об общем состоянии вашего мозга, а также играть против других друзей.(Доступно на устройствах Apple; есть бесплатная пробная версия, прежде чем вы начнете платить за приложение.)
  4. Тренер памяти
    Мой личный тренажер памяти направлен на улучшение вашей пространственной и рабочей памяти с помощью серии веселых умственных «тренировок», таких как воспроизведение образов, запоминание чисел и решение головоломок. (Доступно в Google Play бесплатно)
  5. Игры разума
    В этом приложении представлено 17 типов увлекательных головоломок примерно на 190 различных уровнях сложности. (Доступно в Google Play бесплатно; также доступно на устройствах Apple за 4,99 доллара США.)
  6. Fit Brains Trainer
    В этом приложении представлено более 360 игр и головоломок разной сложности, которые помогут вам улучшить сообразительность и потренировать мышцы мозга. Приложение предоставляет рекомендации, основанные на вашей производительности. (Доступно бесплатно как на устройствах Apple, так и в Google Play)
  7. Дизайны для ума "Портретное здоровье"
    В этом приложении представлены забавные и сложные головоломки для проверки 5 областей, включая умение произносить слова, критическое мышление, память, зрительное восприятие и координацию, а также постоянный поток новых и обновленных тизеров. (доступно на устройствах Apple за 0,99 доллара США)
  8. Память тренера! Brain Trainer
    Это персонализированное приложение обеспечивает уникальную тренировку мозга, которая помогает улучшить память, внимание, скорость реакции, многозадачность и навыки решения проблем. Предлагая различные игры для развития вашего ума в игровой форме с низким уровнем стресса, это приложение легко работает в вашей жизни. (Доступно в Google Play бесплатно)
  9. Судоку
    Судоку – это популярная игра с числами, которая помогает улучшить память и навыки составления списков. Игроки должны получить числа от 1 до 9 в каждом горизонтальном и вертикальном ряду без дубликатов. (Доступно на устройствах Apple бесплатно; другие версии приложений Sudoku также доступны в Google Play и для устройств Android.)
  10. Нью-Йорк Таймс Кроссворд
    Классический кроссворд Нью-Йорк Таймс стал стандартом для всех кроссвордов. навыки критического мышления к тесту. (Доступно на устройствах Apple бесплатно). Помните, что в случаях реального психического принуждения или расстройства приложения не заменят работу со специалистом в области психического здоровья. Но для веселых ежедневных умственных упражнений на ходу они могут отлично помочь вам оставаться в тонусе!

Ни Strayer Education, Inc., ни Strayer University, ни их аффилированные лица не продвигают, не поддерживают и не имеют деловых отношений с перечисленными выше продуктами или платформами.

Когнитивное развитие характеризуется тем, как ребенок учится, приобретает знания и взаимодействует с окружающей средой. Различные когнитивные навыки приобретаются по мере того, как ребенок достигает определенных вех развития, но ребенку с любыми способностями будут полезны занятия, способствующие активному обучению. Как родитель, вы можете способствовать когнитивному развитию своего ребенка в областях памяти, концентрации, внимания и восприятия, включив простые действия в свой распорядок дня.

Вот 10 простых способов помочь когнитивному развитию вашего ребенка:

1. Подпевки

Пойте песни вместе с ребенком и поощряйте его петь вместе с вами. Регулярно включайте его любимые песни и музыку дома и в машине, и со временем он может начать подпевать сам. Это упражнение способствует развитию памяти и идентификации слов.

2. Определение шумов

Попросите ребенка назвать звуки, которые он слышит в течение дня (например, пение птиц, автомобильный гудок, бегущую воду или посудомоечную машину). Он начнет понимать, как звуки соотносятся с объектами в его повседневной жизни.

3. Практикуйте алфавит

Помогите ребенку различать буквы, подпевая «Алфавитной песенке», читая книги об алфавите и играя с алфавитными головоломками.

Вот пример простой игры, которая поможет вашему ребенку выучить буквы:

  1. Вырежьте отдельные квадраты, на которых каждая буква алфавита написана ярким цветом.
  2. Смешайте их и наклейте на различные поверхности в доме.
  3. Познакомьтесь с алфавитом вместе с ребенком и предложите ему поискать в доме следующую букву и приклеить ее к стене по порядку.
  4. Когда закончите, оставьте буквы алфавита по порядку на стене, пока вы не будете готовы снова играть в игру.

4. Практика счета

Находите возможности в течение дня попрактиковаться в счете. Подсчитайте количество обуви в шкафу вашего ребенка, когда он одевается, или количество горок на детской площадке, когда вы идете в парк. Вскоре вы обнаружите, что считаете все!

5. Практика форм и цветов

Узнавайте формы и цвета при взаимодействии с ребенком. Вы можете сказать: «Это круглый синий мяч», когда играете во дворе, или «Этот знак — красный восьмиугольник», когда подъезжаете к знаку «Стоп». Когда он подрастет, вы можете попросить его описать вам предметы.

6. Предлагайте варианты

По возможности предложите ребенку выбор: "Ты хочешь надеть коричневые или синие шорты?" или «Хотите на обед сыр или йогурт?» Это поможет ему почувствовать себя более независимым и научиться принимать уверенные решения, которые влияют на его день.

7. Задавайте вопросы

Еще один способ помочь ребенку научиться думать самостоятельно — задавать ему вопросы: «Какую игрушку мы должны взять в первую очередь, когда будем убираться в гостиной? или «Почему важно спускаться по лестнице медленно?» Вопросы помогают ему научиться решать проблемы и лучше понять, как устроена его среда.

8. Посетите интересные места

Совершайте походы в местный детский музей, библиотеку или на фермерский рынок, чтобы стимулировать его любопытство и дать ему практический опыт. Задавайте ему вопросы во время исследования и слушайте его ответы и реакцию. Эти приключения могут послужить полезным опытом для вас обоих.

9. Играйте с повседневными предметами

Играть с повседневными предметами домашнего обихода познавательно, весело и экономически выгодно. Поощряйте ребенка подбирать крышки разного размера к кастрюлям или попросите его посмотреть в зеркало и указать на свой нос, рот, глаза и т. д.

10. Предлагайте разнообразные игры

Играйте с ребенком в различные игры, чтобы поощрять решение проблем и творчество. Если ваш ребенок младше, вы вдвоем можете строить из кубиков и играть в «Ку-ку». Когда он подрастет, вы сможете вовлекать его в настольные игры, головоломки и играть в прятки.

Источники:

«Содействие здоровому когнитивному развитию вашего ребенка». Детские учебные центры. Интернет. 21 мая 2014 г.

Читайте также: