Как обычно открываются оперы
Обновлено: 24.11.2024
Различные формы, немного истории и множество примеров
Закрытое лирическое произведение для сольного голоса (в исключительных случаях для более чем одного голоса), либо самостоятельное, либо составляющее часть оперы или другого крупного произведения.
Оперный словарь New Grove
Ария (иногда англизированная как воздух, а иногда во множественном числе как арье) – это всеобъемлющий термин, охватывающий обширные музыкальные произведения в различных жанрах, включая оратории, кантаты и мюзиклы. От эпохи барокко до периода романтизма (хотя и в неуклонно снижающейся степени) оперы были до краев набиты ариями. От периода позднего романтизма до наших дней во многих операх (в большинстве даже) их практически нет.
Отсутствие арий не означает отсутствие пения, как раз наоборот, большинство произведений этого более позднего периода были написаны как пропетые произведения. Это означает полное отсутствие разговоров и речитативов.
Как определить арию в контексте оперы? В этих терминах арию, возможно, легче понять в контексте функции, которую она выполняет, а не в ее словарном определении. Когда вы погружаетесь в оперу и сталкиваетесь с широким спектром типов арий (некоторые из которых мы рассмотрим ниже), вы заметите, что арии часто определяются их эмоциональным содержанием, а не музыкальной формой. Так вот.
Ария в опере — это стандартная песня для сольного певца, в которой персонаж выражает эмоцию или идеал, которые не обязательно двигают историю вперед. Это формализованная песня, часто хорошо структурированная и полная повторений, предназначенная как для демонстрации достоинств певца, так и для усиления повествования.
The Opera 101
Это далеко не исчерпывающее определение, но, безусловно, для музыки до Глюка (примерно до 1760 г.) оно охватывает большую часть наших основ и, несмотря на нововведения Глюка, действительно охватывает нас вплоть до раннего Верди (1840-е или около того) и немного дальше.
До Верди оперы, по сути, представляли собой огромное собрание арий, возможно, с добавлением дуэта или квартета (до 40 или 50 арий в некоторых, исключительно длинных операх!). Нарративный драйв уступил место полуформальным правилам относительно того, какого типа, сколько и какие арии должны быть в опере.
Эта формальность распределения арий была соблюдена почти до абсурда в 18 веке, в период, когда в опере доминировал жанр Opera seria. Opera seria — это тема для отдельного разговора, но достаточно сказать, что на протяжении большей части 1700-х почти все некомические оперы были Opera seria. Эта ортодоксия была разработана с жесткими правилами:
- Лучшие певцы получили четыре или пять арий, как минимум по одной в каждом акте.
- Всех второстепенных певцов стало меньше, но у каждого певца должен быть хотя бы один.
- Ни один певец не мог спеть две арии подряд
- Никакая ария не может сопровождаться другой арией того же типа.
- Каждая ария заканчивается уходом певца со сцены.
Если вам все это кажется слегка нелепым, то мы согласны, и в довершение всего почти каждая ария была в одной музыкальной форме: da capo (которую мы рассмотрим ниже).
Эта мозаика с ариями оказала большое влияние на большинство опер того периода: контроль композитора над оперой ограничивался отдельными ариями. У них было слабое представление о создании связного целого, потому что не было никакой гарантии, что оно все равно будет выполнено. Это была эпоха, когда оперы нарезали и собирали заново, чтобы удовлетворить разным вкусам, арии из одной оперы можно было впихнуть в другую (с разрешения композитора или без него). Развился целый оперный жанр под названием пастиччио: новые оперы, созданные из набора ранее существовавших арий из других опер!
Таким образом, с этим кратким обзором истории оперных арий мы можем разделить наше исследование арий на две части: арии, определяемые их музыкальной структурой, и арии, определяемые их эмоциональным содержанием.
Музыкальные формы
Арии можно определить по их музыкальной форме. Проще говоря, это сведение арии к тому, как взаимодействуют разные части. Обозначаем секции буквами ABCD. таким образом, повторяющийся раздел будет обозначаться как AA, а два разных раздела, следующие друг за другом, будут обозначаться как AB.
Строфическая форма
Строфическая форма (также форма хора) является самой простой из всех типов арии: все куплеты арии поются на одну и ту же музыку. Это можно понимать как ААА, часто повторяющийся музыкальный бас, по которому вокальная партия движется более свободно. Строфическая форма была на исходе к тому времени, когда оперное искусство развивалось в 1600-х годах, поэтому сегодня вы услышите очень мало арий этого типа в оперных театрах.
Капо
Ария да капо доминировала в опере от эпохи барокко до бельканто. Структурированный как ABA, повторяющийся раздел A обычно не писался композитором, пишущим «da capo» (буквально «из головы») в конце раздела B.Часть A обычно представляет собой самостоятельную песню, тогда как часть B полностью контрастирует: она написана в другой тональности и обычно быстрее. Затем ария вернется в раздел A, только на этот раз с певцом, импровизирующим вариации и добавляющим украшения (различные вокальные расцветки), чтобы украсить повтор новым волнением. Текст состоял из двух частей, А и Б, причем певец слово в слово повторял А.
Рондо
Вы также можете увидеть, что это написано как rondò, rondeau, rondeaux. Сложный термин, потому что в разное время он означал разные вещи. В классической музыке рондо обычно означает структуру ABACA, в которой каждый новый раздел всегда возвращается к первой теме (вы можете подумать, что это может быть похоже на то, что большая часть поп-музыки всегда возвращается к припеву). Форма рондо, разработанная для оперы в 1760-х и 70-х годах, на самом деле была ABAC с начальным ABA медленнее, чем заключительная часть C. Они были относительно необычными и почти всегда отводились главным партиям и помещались ближе к концу оперы. Это привело к тому, что рондо стали считать ариями особой важности, что затем привело к тому, что композиторы назвали арии рондо, чтобы успокоить эго певцов, даже если ария не была рондо ни по какому определению этого термина!
Кабалетта
Ария Кабалетта — это сокращение от формы арии, состоящей из двух частей, точнее формы кантабиле-кабалетты. Секция кантабиле значительно медленнее, а кабалетта более виртуозна, что обеспечивает четкое различие между двумя частями. Эта форма арии была чрезвычайно популярна в эпоху итальянского бельканто примерно с 1800 по 1850 год, когда Беллини и Россини наполняли ими свои оперы. Тем не менее, она не исчезла полностью, когда Травиата Верди содержала одну из самых известных кабалетт из всех, "È strano! è strano" Виолетты, перетекающую в феноменальную "Sempre libera".
Каватина
Короткая ария, состоящая из одной или двух частей, без повтора (в отличие от da capo). Вы можете найти каватины в некоторых операх Генделя, но в основном они встречаются в произведениях конца 18-го века (Моцарт написал несколько), периода, когда ария da capo несколько потеряла популярность, хотя французские композиторы держались за этот термин до поздней эпохи. 19-го века. В противном случае это довольно расплывчатое определение, вы иногда увидите, что оно используется вместо кантабиле (бесполезно!), а позже оно стало обозначать вступительную арию для главного певца в итальянской опере.
Тематические формы
Возможно, из-за преобладания некоторых форм арий (в основном да капо) арии конца 17 - начала 19 века подразделялись на категории не только по форме, но и по содержанию и стилю. Этих терминов можно найти буквально десятки, но мы собрали несколько наиболее распространенных (и самых восхитительных) ниже.
Бравурная ария
Быстрая виртуозная ария, призванная подчеркнуть голос певца с избытком яркой колоратуры. Почти всегда отдается ведущей партии сопрано.
Ария Парланте
Это очень страстные арии, также известные как infuriata или agitata. Иногда на жестокие темы, очень слоговые (один слог на ноту), наполненные короткими нотами и небольшим орнаментом. В Opera Seria ими обычно движет ярость, в Opera Buffa чаще всего замешательство и страдание (ярость немного тяжеловата для комедии!)
Ария ди Бауле
Также известна как ария багажника, ария чемодана или ария вставки. Это были арии, спетые певцом во время оперы, для которой эта ария не была написана. На протяжении большей части истории оперы певцы обладали огромной властью, и aria di baule была ее признаком. Чтобы лучше показать свой голос, известные певцы собирали сборник арий, которые они пели лучше всего, и затем вставляли их в любую оперу по своему усмотрению. Это было не совсем бесплатно для всех, у певцов часто были ограничения на это, включенные в их контракты, и большинство приложило хотя бы некоторые усилия, чтобы выбрать арию, отдаленно соответствующую опере, которую они на самом деле пели. Эта практика вышла из моды в 19 веке (Верди оговаривал в своих контрактах, что никакие вставки не будут делаться), и с ростом «аутентичного» исполнения aria di baule сегодня практически табуирована.
Ария сорбетто
Иначе известная как ария шерберта или мороженого. Если вы можете в это поверить, это была ария, написанная для второстепенного персонажа, который должен был попасть где-то в конце оперы, чтобы дать продавцам оперного театра последний шанс продать свой товар публике.
Чем больше вы о чем-то знаете, тем больше удовольствия вы получаете от этого.Опера имеет богатую и увлекательную историю, а также является ярким видом искусства, который продолжает развиваться и сегодня.
Что такое Opera?
Опера – это драматическая история, рассказанная в песне. Многие считают его наиболее полной формой искусства, сочетающей в себе все элементы искусства, слова, музыки, драмы и танца. Самые ранние итальянские оперы назывались по-разному, например, «favola in musica» (музыкальная басня) и «dramma per musica» (драма с помощью музыки). Это последнее название очень близко к словарному определению и является правильной основой для любого обсуждения оперы. Уникальность оперы заключается в использовании музыки для передачи всей истории/сюжета. Это основано на ощущении, что музыка может передать реакции и эмоции людей лучше, чем слова (прочитанные или произнесенные) или изображения. Opera берет любую драматическую историю и пытается сделать ее более захватывающей и правдоподобной с помощью музыки. Многие известные истории были превращены в оперы, в том числе Золушка, Гензель и Гретель и Ромео и Джульетта.
Как начиналась Opera?
Концепция оперы развивалась задолго до того, как была написана первая опера. Ее начало можно отнести к древним грекам. Они соединили поэзию и музыку, создавая пьесы, включающие песни, разговорный язык и танцы в сопровождении струнных или духовых инструментов. В 1100-х годах раннехристианская церковь положила религиозные истории на музыку в стиле, известном как литургическая драма. Первую настоящую оперу Дафна написал Якопо Пери (1561–1633). В нем рассказывается история греческого мифа. Первым великим оперным композитором был Клаудио Монтеверди (1567-1643). Некоторые из его опер исполняются до сих пор.
Чем отличается Opera по всему миру?
Италия стала первой страной, где опера стала популярной. Это была родина Якопо Пери и Клаудио Монтеверди. Со временем эта захватывающая форма развлечения распространилась по остальной Европе. Франция и Германия присоединились к Италии в качестве основных оперных продюсеров.
Со временем опера стала отражать истории и музыкальные стили каждой из этих стран. Итальянцы всегда славились своей любовью к пению, поэтому в итальянской опере всегда большое внимание уделялось певцу и прекрасному звучанию человеческого голоса. Только в конце 19-го и начале 20-го века с более поздними произведениями Верди и операми Пуччини был достигнут баланс между ролью оркестра и ролью певца, и сочетание этих двух сил, чтобы дать более эффектное изложение истории. Французы отдавали предпочтение изобразительной стороне драмы, и это привело к постоянному акценту на визуальном зрелище, особенно в танцах. Пример тому: Парижская опера XIX века не принимала бы к исполнению произведение, если бы в нем не было большого балета. Верди, итальянскому композитору, пришлось добавить балеты ко всем своим произведениям, чтобы их исполнили в Париже.
Немцы всегда стремились извлечь пользу как из итальянской, так и из французской традиции, и выйти за рамки обеих, пытаясь представить нечто большее, чем просто историю. Фактически, один из величайших немецких оперных композиторов, Рихард Вагнер, выбрал легенды или мифы для большинства своих оперных сюжетов, чтобы он мог передавать идеи, а не просто историю.
Если вы совсем новичок в опере или просто хотите освежить свои знания, мы составили этот краткий обзор всего, что связано с оперой, чтобы помочь вам чувствовать себя непринужденно при посещении одного из наших представлений.
Что такое опера?
Опера (в переводе с итальянского работа) – это форма искусства, рассказывающая историю с помощью музыки и пения. В отличие от мюзикла, оперные певцы не используют микрофоны для усиления голоса, а музыка, исполняемая оркестром, полностью живая.
Первый публичный оперный театр открылся в 1637 году (театр Сан-Кассиано, Венеция). Это превратило Венецию в главный оперный центр Европы. По мере того, как популярность оперы как вида искусства росла, в нее включалось больше песен, чтобы порадовать публику. Композиторы хотели, чтобы их оперы были на языке публики. Вот почему, например, произведение австрийского композитора Моцарта Женитьба Фигаро (Le Nozze di Figaro) было написано итальянскими словами (его либретто).
Где исполняются оперы?
Оперы чаще всего ставятся в оперном театре или театре, например в Лондонском Колизее, где находится ENO.
Оперные театры были спроектированы специально для грандиозных представлений. Большая сцена, на которой выступают певцы, находится перед закулисной зоной, которая используется для размещения декораций. Под сценой вы найдете «яму», предназначенную для оркестра.
Оркестровая яма в Лондонском Колизее, где находится Английская национальная опера. Кери-Линн Уилсон дирижирует оркестром ENO во время репетиций Аиды (c) Тристрам Кентон
Оркестр под управлением дирижера состоит из секций различных музыкальных инструментов: струнных, духовых, духовых и перкуссии. Количество музыкантов, необходимых в оркестре, для разных опер разное; В операх Генделя чаще всего используется меньший оркестр (состоящий примерно из 50 музыкантов) по сравнению с операми Вагнера, чьи оперы могут потребовать ансамбля до 120 исполнителей.
До XIX века в постановке оперы не было нужды в дирижёрах. Тогда оркестр был значительно меньше и не размещался в яме. Только во времена Бетховена, в начале 1800-х годов, оркестр вырос на 50 процентов, поскольку музыкальная партитура стала настолько сложной, что один музыкант больше не мог держать ансамбль вместе, поэтому появился дирижер.
Типы голосов Opera
Большинство оперных певцов принадлежат к определенному типу голоса, что помогает им выбирать роли. Тип голоса певца зависит не только от его вокального диапазона, но также от качества и силы голоса. Хотя существует множество разных типов голоса, вот семь самых распространенных.
Основные типы голоса певиц:
Сопрано — самый высокий тип голоса для певиц.
Меццо-сопрано – ниже сопрано.
Контральто/Альт – самый низкий женский голос.
Посмотрите, как сопрано Надин Бенджамин поет «Вальс Мюзетты» из оперы Богема Пуччини. Затем послушайте для сравнения Ивонн Ховард, исполняющую меццо-сопрано «О, глупая фея» из оперы Иоланта Гилберта и Салливана.
5 вещей, которые вас ждут в вашей первой опере
Опера может быть немного пугающей, и если вы никогда не были в ней, вам трудно понять, как к ней подготовиться. Это не то же самое, что заглянуть на дневной утренник или попасть на концерт выходного дня, но стоит немного изучить этот уникальный опыт, который вы, вероятно, никогда не забудете. Вот 5 вещей, которые вы можете ожидать от своей первой оперы, чтобы вдохновиться этой захватывающей живой формой искусства.
1. Не волнуйтесь, есть субтитры.
1. Не волнуйтесь, есть субтитры.
Скорее всего, вы увидите оперу, исполняемую на итальянском, немецком или французском языке, поэтому, если вы не владеете ни одним из них, вам, вероятно, интересно, как вы должны понимать сюжетную линию. К счастью, большинство оперных трупп (включая вашу покорную слугу) проецируют субтитры над сценой, называемые супертитрами.
Но в отличие от фильма с субтитрами, здесь не будет длинных диалогов. В опере упор делается на музыку и пение. Если вы заблудились в музыке или впечатляющей арии и пропустили некоторые титры, ничего страшного. Все дело в том, чтобы получать удовольствие от оперы и погружаться в музыку и ее эмоции.
Совет. В программах всегда есть синопсис шоу, поэтому рекомендуется просмотреть его перед выступлением, если только вы не ненавидите спойлеры!
2. Хлопать или не хлопать
Хорошо, поэтому аплодисменты в опере немного сложны, так как о том, когда хлопать, идет много споров. Помню, когда я впервые посмотрел фильм Мария-Антуанетта, там была сцена, где юная королева так тронута концом парижской оперы, но обнаруживает, что хлопает в одиночестве — весь дом смотрит на нее так, будто она сумасшедший.
В опере аплодисменты обычно приберегаются в конце увертюры (оркестровая пьеса в начале оперы) и каждого акта или в конце особенно великой арии (соло) или ансамбля. Иногда после песни наступает тишина, и это не обязательно является отражением исполнения. Обычно в конце оперы можно выкрикнуть свой энтузиазм:
- Браво! для певца
- «Браво!» для певицы
- «Брави!» для ряда певцов
Совет. Подождите, чтобы увидеть, что делают другие зрители, и следуйте их примеру. Если они не освистывают — это никогда не бывает приятно.
3. Антракт
Воспользуйтесь этим перерывом. Опера, как правило, длится 2-3 часа и более. Воспользуйтесь туалетом, перекусите или выпейте (кофе, если вам это нужно!), потянитесь или насладитесь оперным театром, в котором вы находитесь. Когда вы видите мерцающие огни или слышите тихий перезвон, это означает, что следующая часть начнется. скоро так лучше вернуться на свое место. Эти сигналы могут быть вам знакомы, если вы были на других продолжительных представлениях, таких как балеты или спектакли.
Кроме того, обязательно поешьте заранее. Многие вечерние оперные представления начинаются во время обеда.
4. Что надеть?
"У меня ничего нет в шкафу!" Скорее всего, вы, вероятно, делаете.Подумайте о хорошем ужине вне дома или о лучшем воскресении. Формальный или полуформальный не будет лишним в опере. Вероятно, это также будет зависеть от того, в какой день и время вы посещаете. Вечер открытия и выходные, как правило, более нарядны, чем дневное представление. Для вашей первой оперы лучше всего одеться.
- Женщины, мужчины или как вы себя идентифицируете: платья, юбки и блузки, классические брюки и каблуки. Хороший костюм, спортивная куртка, подумайте о элегантном деловом стиле.
Оперные представления — это возможность немного покрасоваться, одеться, чтобы произвести впечатление, застегнуть длинные жемчужные ожерелья и, возможно, даже стряхнуть пыль со смокинга (но это не обязательно!). Обязательно будут и другие посетители оперы, одетые в пух и прах, так что, если вам так хочется, дерзайте! Быть удобным – это самое главное. После вашей первой оперы (и мы надеемся, что вы вернетесь!) вы лучше поймете, что надеть.
Совет. Опера – это мероприятие, на котором невозможно переодеться. Но не тратьте много денег на одежду, которую вы, скорее всего, больше не наденете.
5. Не бывает «модного опоздания»
В опере очень важно быть рано. Во всяком случае, время — это самое важное для вашего первого раза. Большинство театров не принимают опаздывающих посетителей, и вы рискуете пропустить открытие.
Читайте также: