В какой стране был создан тетрис?

Обновлено: 04.07.2024

Тетрис – одна из самых важных игр, и в ней есть захватывающая история. Какие малоизвестные факты о происхождении игры?

Тетрис — одна из самых успешных и популярных видеоигр всех времен. Такая простая идея поддерживала игру-головоломку более тридцати лет, и не похоже, что она исчезнет в ближайшее время. Однако сделать Тетрис таким, какой он есть сегодня, было не так просто, как написать игру и выпустить ее в массы.

С момента создания до выпуска в США Tetris прошел через многое. Русская игра-головоломка может и не имеет сюжета, но история, стоящая за ней, невероятно интересна. Десять приведенных ниже фактов, безусловно, подчеркнут ценность Tetris.

10 источников вдохновения

Идея собрать вместе отдельные части пришла к создателю тетриса Алексею Пажитнову из-за его любви к играм-головоломкам Pentomino. В этих домашних играх предполагается, что отдельные части, состоящие из пяти блоков, должны соединяться друг с другом.

Делать это прямо как видеоигру оказалось неинтересно, поэтому опускание блоков добавляло давления времени, а исчезающие линии приносили чувство удовлетворения и делали игры потенциально вечными.

9 Разработка игр в России в то время

В интервью Адаму Сесслеру Алексей Пажитнов рассказывает о разработке игр в России на момент создания Тетриса в 1984 году. Точнее, он говорит о том, что его по сути не существовало. Никакие компании не разрабатывали видеоигры и не продавали их.

Самая известная игровая приставка в России, Dendy, не будет производиться до 1992 года. Этот опыт игр в Советском Союзе усугубил трудности с ее публикацией позже.

8 Вадим Герасимов

Несмотря на то, что Алексей Пажитнов является создателем Tetris, он получил некоторую помощь на этом пути, даже до того, как пришло время пробовать и продавать продукт. Когда он захотел портировать игру на другие компьютеры, то заручился помощью Вадима Герасимова.

В то время Герасимову было всего шестнадцать лет, он уже был звездным программистом и помог Пажитнову молниеносно перенести игру на компьютер IBM. С тех пор он переехал в США и сейчас работает в Google.

7 Он был создан для тестирования оборудования

Если в начале 80-х игровой индустрии не существовало, почему Алексей Пажитнов вообще создал игру? Его основной целью было тестирование оборудования, хотя это был скорее предлог для игр. Он работал в исследовательском центре, где у него и его коллег была возможность работать над собственными проектами в нерабочее время.

Хотя его основной целью было исследование искусственного интеллекта, многие из его коллег также увлекались играми, что привело к тому, что они использовали эту технологию для создания игр для досуга.

6 Имя

Название Tetris происходит из двух разных мест. Тетра означает четыре, что имеет смысл, учитывая, что каждая часть состоит из четырех блоков. Другой источник вдохновения – теннис, любимый вид спорта Алексея Пажитнова.

Хотя последнее на самом деле не имеет особого смысла по отношению к реальной игре, оно помогло создать новое слово и навсегда изменило игровую среду. В современном игровом мире создание нового слова, безусловно, поможет в результатах поиска Google.

5 Роберт Штейн

Первым, кто заинтересовался продвижением Tetris на Западе, был Роберт Штейн. В конце концов игра попала в Венгрию, которая в то время все еще была частью Советского Союза.

Роберт Штайн часто приезжал в Будапешт в поисках восточноевропейского программного обеспечения и вывозил его из-за железного занавеса. В конце концов Штейн увидел, что сотрудник компьютерного института, который он посетил, играет в игру, и захотел представить ее западной аудитории.

4 Компьютеры, на которых он был создан, уже устарели

В начале 80-х компьютерные технологии все еще находились в зачаточном состоянии. Даже с учетом этого компьютер, на котором был сделан Tetris, уже сильно устарел. Сначала игра была запрограммирована для Электроники 60, которая была имитацией западной PDP-11.

К сожалению, этот компьютер уже устарел к тому времени, когда его клонировали и привезли в Советский Союз. С другой стороны, для запуска Tetris не требовалось много вычислительной мощности, что является частью его гениальности.

3 проблемы с публикацией

Издание Tetris на западе было огромной проблемой. Права стали головной болью с огромными юридическими последствиями, когда Роберт Стейн продал права на публикацию до того, как получил права.

В 1988 году проблемы были устранены, но это не защитило ни консоли, ни аркадные автоматы.В конце концов Хенк Роджерс получил права на консоли для Nintendo, что привело к ее культовому выпуску вместе с Game Boy, версией с многопользовательской игрой.

2 гонорара Пажитнова

Поскольку Tetris был создан во времена компании в Советском Союзе, Алексей Пажитнов не получил никакой финансовой компенсации за создание одной из самых легендарных игр всех времен. У него чуть не возникли серьезные проблемы, когда выяснилось, что он потенциально ведет переговоры о деловых сделках с Робертом Штейном.

Только в 1996 году автор начал получать гонорары. Вместе с Хенком Роджерсом он основал The Tetris Company, которая предоставляет лицензию на игру третьим лицам.

1 Продолжение

Несмотря на то, что тетрис — это игра, о которой все говорят, на самом деле появились сиквелы. Первым из них был Welltris, который сохраняет ту же концепцию, но добавляет трехмерный угол. Перспектива показана сверху вниз, а не сбоку.

Игра была принята хорошо, хотя некоторые критические замечания были высказаны в отношении элементов управления некоторых версий. В конце концов, он не смог завоевать популярность так же, как Tetris.

Эмма Уотсон вспоминает момент во время съемок "Гарри Поттера", когда она сомневалась в известной сцене.

Когда Джейсон Войнар не пишет о видеоиграх и фильмах, он изучает музыку и украинский язык. Кроме того, он пишет песни и регулярно выступает на открытых микрофонах и мероприятиях.


Его графика проста, а правила просты: вращайте быстро падающие кусочки головоломки на экране компьютера, чтобы они складывались вместе и образовывали сплошные линии, которые затем исчезали. Повторяйте до бесконечности.

«Тетрис», чрезвычайно популярная и захватывающая игра, охватившая мир в 1980-х и 1990-х годах, продолжает привлекать и очаровывать игроков и сегодня. В отличие от большинства продуктов, разработанных в первые годы бума дизайна видеоигр, «Тетрис» был исключением без излишеств: без причудливых изображений, запоминающихся персонажей и повествования.

Но хотя игра может быть и несложной, история о том, как она стала доминировать в игровой индустрии и очаровать миллионы людей по всему миру, совершенно противоположна. История изобилует рукопожатиями, соперничеством в игровой индустрии и напряженными переговорами между западными руководителями и советскими официальными лицами в последнее десятилетие холодной войны, когда отношения между СССР и странами Запада были далеко не дружескими. [7 странных фактов о тетрисе]

В новом документальном графическом романе под названием "Тетрис: игры, в которые играют люди" (First Second, октябрь 2016 г.) писатель и иллюстратор Бокс Браун собирает воедино кусочки головоломки, описывающие взрывной захват игрового мира "Тетрисом". раскрывая уникальные исторические обстоятельства в мировой политике и зарождающейся игровой индустрии, которые сделали историю «Тетрис» такой уникальной.

"Тетрис" — "тетра" плюс "теннис"

Все началось с Алексея Пажитнова, любителя головоломок, инженера-программиста, который создал "Тетрис" в 1984 году, работая в Вычислительном центре имени Дородницына Академии наук СССР – научно-исследовательском центре в Москве, созданном правительством.

Пажитнов не собирался зарабатывать деньги на своем творении; он разработал игру «для развлечения», — сказал Браун в интервью Live Science.

"Он делал это только для того, чтобы посмотреть, сможет ли он это сделать", – сказал Браун.

Пажитнова вдохновила игра-головоломка под названием "пентамино", в которой различные деревянные фигуры, состоящие из пяти равных квадратов, собираются в коробку. Браун писал, что Пажитнов представил фигуры, падающие сверху в стакан, а игроки управляли фигурами и направляли их на место. Пажитнов адаптировал фигуры к четырем квадратам и в свободное время запрограммировал игру, назвав ее «Тетрис». Название объединило латинское слово «тетра» — числовой префикс «четыре» для четырех квадратов каждой части головоломки — и «теннис», любимую игру Пажитнова.

И когда он поделился игрой со своими коллегами, они начали играть в нее — и продолжали играть и играть. Эти первые игроки копировали и распространяли «Тетрис» на дискетах, и игра быстро распространилась по Москве, пишет Браун. Когда Пажитнов отправил копию своему коллеге в Венгрию, она оказалась на выставке программного обеспечения в Венгерском технологическом институте, где привлекла внимание Роберта Штейна, владельца Andromeda Software Ltd., который посетил выставку из Объединенное королевство. [5 главных преимуществ игры]

«Тетрис» заинтриговал Штейна. Он выследил Пажитнова в Москве, но в конечном итоге судьба игры оказалась в руках нового советского агентства «Электроноргтехника» (Элорг), созданного для надзора за зарубежным распространением программного обеспечения советского производства. Элорг передал лицензию на игру Штейну, который затем передал лицензию дистрибьюторам в США и Великобритании.— Spectrum HoloByte и Mirrorsoft Ltd — сообщила The New York Times в 1988 году. Согласно Times, «Тетрис» был первым программным обеспечением, созданным в Советском Союзе и проданным в Америке.

Играть с системой

Соглашение Штейна с Elorg распространяется на лицензирование «Тетрис» только для персональных компьютеров, а не для монетоприемников или карманных устройств. Но Штейн сообщил британскому дистрибьютору Mirrorsoft, что эти права скоро будут переданы в руки, и Mirrorsoft приступила к заключению лицензионных соглашений с игровыми компаниями Atari и Sega в Японии на аркадные автоматы и домашние игровые приставки.

Хенк Роджерс из BulletProof Software также присматривался к посредничеству в сделках с Tetris в Японии и получил права на распространение Tetris на компьютерах и консолях для Nintendo через американского дистрибьютора Spectrum HoloByte.

Однако законный владелец «Тетриса», советское агентство «Элорг», ничего не знал об этих сделках, пишет Браун. Единственным контрактом, который подписало агентство, была сделка со Штейном, касающаяся компьютерных прав, и ничего более.

Копейка упала, когда Роджерс встретился с официальными лицами Элорга в Москве по поводу лицензирования «Тетрис» для портативных устройств — Nintendo только что создала Game Boy — и показал им картридж «Тетрис» для системы Nintendo Entertainment (NES). Советы были возмущены, но Роджерс убедил их, что, если эти права на самом деле выставлены на продажу, лицензировать их для Nintendo — как для портативных, так и для консольных устройств — будет очень выгодно.

Элорг согласился с тем, что Роджерс может получить права на портативные устройства для Nintendo, а права на консоли и киоски с монетоприемником будут добавлены позже, на фоне гневных протестов со стороны Atari по поводу угрозы их собственным версиям «Тетрис». Последовала длительная судебная тяжба между двумя конкурирующими игровыми компаниями, но в конечном итоге она разрешилась в пользу Nintendo; эта компания быстро укрепила позиции Тетриса среди нетерпеливых потребителей по всей Америке, включив копию в каждый проданный Nintendo Game Boy.

Из любви к головоломкам

Во время этих сделок переходило из рук в руки много денег, но Пажитнов, создатель игры, не участвовал в переговорах и не получил никакой прибыли, упустив около 40 миллионов долларов, сообщил SFGate в 1998 году.

Однако Пажитнов и Роджерс подружились, и с помощью Роджерса Пажитнов эмигрировал в Америку в 1991 году и посвятил себя созданию игр, сначала для собственной компании по разработке игр, а затем для Microsoft. А в 1996 году, когда «Элорг» разваливался, Роджерс вернулся в Москву для финального раунда переговоров о «Тетрисе» — вернуть право собственности на игру человеку, который ее придумал.

В книге Брауна необычная история "Тетриса" переплетается с исследованием игр: почему люди этим занимаются, как это их меняет и как объединяет людей. Сам Пажитнов начал этот путь просто потому, что любил игры и головоломки и хотел поделиться ими с миром. И в процессе, как рассказал Браун Live Science, «Тетрис» зажил собственной жизнью.

"Для меня это универсальная вещь, которая происходит со всем искусством и художниками", – сказал Браун. «Вы делаете что-то для людей, и это становится популярным. Как только оно выходит в мир, оно может быть переопределено другими людьми и стать чем-то совершенно другим. Это то, что произошло с «Тетрисом». В крайнем случае, я думаю об этом как о линзе, позволяющей рассматривать эту тему во всем искусстве и коммерции."


Тетрис — это видеоигра-головоломка, в которой игроки должны стратегически перемещать, вращать и сбрасывать несколько тетримино, падающих в прямоугольную матрицу с разной скоростью, обычно увеличивающейся. Игра, созданная в июне 1984 года русским инженером-программистом Алексеем Пажитновым, основана на простых правилах, требующих умения и сообразительности.

В игре важны стратегия и скорость; всякий раз, когда тетримино выходят за линию горизонта, такой игрок проигрывает. Поэтому игра требует, чтобы вы очистили как можно больше линий.

Краткие факты

Создатель (человек) Алексей Пажитнов, Дмитрий Павловский и Вадим Герасимов. Дата выпуска 06.06.1984 Первоначальная цена 40 долларов Операционная система Android, iOS. Разработано (компанией) Tetris Holding LLC

С 1984 по 2011 году было продано около 202 млн копий игры, из которых 132 млн было куплено как мобильная игра для скачивания, а 70 млн – в виде физических копий. Эти цифры, возможно, сделали Tetris одной из самых продаваемых видеоигр всех времен.

Как пользоваться тетрис

Играть в тетрис очень просто: правило просто предписывает вам перемещать тетримино, чтобы очистить как можно больше линий, следя за тем, чтобы они не выходили за пределы вашего экрана. Если это произойдет, то игра окончена.

В Tetris используется игровая сетка 10 x 20; чтобы тетримино не достигли вершины игровой сетки, вы должны постоянно заполнять каждую горизонтальную линию — когда они полностью заполнены, они исчезают, оставляя место для того, чтобы вы могли складывать больше тетримино.

Чем больше горизонтальных линий вы очистите, тем дольше будет ваш игровой период и тем выше будет ваш счет. Кроме того, тетримино случайным образом выпадают на игровую сетку. Это обеспечивает непрерывность игры и, в свою очередь, исключает монотонность. Однако независимо от того, насколько случайным образом они выпадают, вы можете вращать, перемещать и т. д. каждый тетримино в соответствии со своей структурой исключения.

Скорость игры увеличивается со временем, из-за чего полностью заполнить каждую горизонтальную линию становится еще сложнее.

Разница между тетрисом и тетрисом. Анод

Игра Anode очень похожа на Tetris. Как и последний, первый требует, чтобы их игроки вращали и бросали цветные блоки на столбец. Однако вместо случайного заполнения пробелов для очистки горизонтальной линии в Anode строка очищается только в том случае, если блоки в такой строке имеют совпадающие цвета.

Анод также несколько выразителен, но имеет некоторые ограничения. По сути, Anode включает в себя больше возможностей, чем Tetris. Например, помимо того, что блоки на одной линии должны иметь одинаковые цвета, соседние блоки одного цвета также будут очищены, что даст возможность заработать еще больше очков.

Есть также детонаторы, которые взрываются, помогая вам очистить еще больше линий. Проще говоря, эти детонаторы действуют как массовый разрушитель, очищая больше мест и дольше удерживая вас в игре.

История выпусков тетриса

Одна из самых популярных и гениальных компьютерных игр всех времен в истории, Тетрис, была задумана русским Алексеем Пажитновым в 1984 году. Пажитнов, первоначальный автор игры, объединил 2 слова, чтобы получить название «Тетрис»: название оригинальной игры — «Тетрамино», а его любимый вид спорта — «теннис».

 Алексей Пажитнов, создатель тетрис.

Алексей Пажитнов, изобретатель тетриса

При создании игры Пажитнову сначала помогал Дмитрий Павловский, его коллега по институту, а затем Вадим Герасимов, 16-летний школьник, работавший и игравший с IBM PC в Вычислительном центре. Герасимов портировал игру для операционной системы MS-DOS IBM PC (используя Borland Turbo Pascal) и отвечал за графический дизайн.

Первая версия Tetris для MS-DOS

Пажитнов, Павловский и Герасимов создали команду, которая планировала сделать несколько десятков увлекательных компьютерных игр для ПК и собрать их в одной системе под названием Computer Funfair. Они также мечтали о продаже игр. Однако эта часть казалась необычной и сложной, поскольку в коммунистическом Советском Союзе изготовление и продажа чего-либо в частном порядке было опасным делом.

Тетрис

Первая версия Tetris для MS-DOS

Первый Tetris работал в текстовом режиме MS-DOS, используя цветные пробелы для обозначения квадратов тетрамино. Игра могла даже автоматически распознавать монохромную видеокарту IBM, подстраивая способ ее рисования на экране. Последняя версия игры была одной из первых, в которой использовались правильные задержки таймера, чтобы избежать слишком быстрой работы на более новых и быстрых машинах, на которых тогда работали почти все другие игры.

Когда все попытки продать игры не увенчались успехом, группа Пажитнова решила раздать друзьям бесплатные копии всех игр, включая Tetris. Таким образом, игры быстро распространились по стране. В 1986 году бесплатно распространяемая версия Tetris для ПК вышла за пределы Советского Союза, и иностранная компания проявила интерес к лицензированию Tetris. Пажитнов решил отказаться от всех игр, кроме тетриса, что очень огорчило Павловского и привело к роспуску команды.

В 1991 году Пажитнов переехал в США, а затем, в 1996 году, основал компанию "Тетрис". В том же году он начал работать в Microsoft, где работал в группах Microsoft Entertainment Pack: The Puzzle Collection, MSN Mind Aerobics и MSN Games. Он ушел из Microsoft в 2005 году. Несмотря на то, что Пажитнов считается изобретателем тетриса, его собственный капитал точно не указан.

Руководство по Tetris: история, происхождение и другие часто задаваемые вопросы (часто задаваемые вопросы)

Что такое тетрис?

Тетрис – это видеоигра-головоломка, в которой игроки должны стратегически перемещать, вращать и сбрасывать несколько тетримино, падающих в прямоугольную матрицу с разной скоростью. Алексей Пажитнов создал Тетрис в 1984 году с помощью Дмитрия Павловского и 16-летнего Вадима Герасимова.

Когда был создан тетрис?

Кто сделал тетрис?

Какова цель Tetris?

Первоначальная цель Tetris заключалась в том, чтобы блоки, называемые тетримино, не складывались на экране, очищая как можно больше горизонтальных рядов блоков. Однако игра претерпела несколько обновлений, следовательно, с разными целями.Но несмотря на это, повороты по-прежнему отражают первоначальную цель.

Тетрис все еще актуален?

Да. В тетрис до сих пор играют несколько миллионов игроков по всему миру. Хотя игра, как сообщается, была закрыта EA, новый разработчик, N3twork, следил за ее непрерывностью и сделал ее доступной для бесплатной загрузки для iOS и Android.

Сколько лет Тетрису?

Где был сделан тетрис?

Повышает ли тетрис IQ?

Тетрис рекламируется для повышения IQ игроков. Игра помогает развивать навыки обучения и мышления, особенно при последовательной игре.

ТОРОНТО, ОНТАРИО - 8 ДЕКАБРЯ 2015 г. - Световой блок Tetris. Это первая годовщина Page & Panel. Магазин комиксов Page & Panel открылся год назад как всплывающее окно в справочной библиотеке Торонто (Рене Джонстон/Toronto Star через Getty Images)

Алексей Пажитнов был инженером-программистом Академии наук СССР в Москве, которому было поручено протестировать новый тип компьютера, Электроника 60. Для этого он написал простую игру, основанную на головоломке из его детства. Это помогло бы оценить, насколько мощным был компьютер, и доставило бы немного удовольствия.

Он и не подозревал, что получившаяся игра станет одной из величайших, самых захватывающих и самых успешных игр всех времен.

Оригинальная версия Тетриса.

Тетрис – это игра-головоломка, в которой геометрические фигуры, называемые "тетромино", падают на игровое поле, и игроку нужно расставлять их так, чтобы они образовывали сплошные линии. Пажитнов черпал вдохновение в пентамино, классической игре-головоломке, состоящей из всевозможных фигур, которые можно составить из пяти квадратов (всего 12), чтобы собрать их в деревянную коробку, как пазл.

Для упрощения он сократил число квадратов до четырех, сократив таким образом количество фигур с 12 до семи. Он назвал игру тетрис, соединив греческое число "тетра" (означающее четыре) и теннис, его любимый вид спорта.

Сам Пажитнов сразу попался на крючок. «Я не мог удержаться от игры в эту версию прототипа, потому что собирать фигуры было очень увлекательно», — сказал он по телефону из Сиэтла, где сейчас живет.

Тетрис был вдохновлен классической настольной игрой Pentomino.

Но создать видеоигру в Советской России в разгар холодной войны было далеко не просто. Только благодаря блестящему дизайну Tetris превратился из причудливой тестовой программы во всемирный феномен.

Сарафанное радио

Хотя тетрис сразу стал популярным среди программистов, имевших доступ к Electronika 60, у машины не было графических возможностей и меньше памяти, чем у современных калькуляторов. Получив просьбы создать версию игры для IBM PC, более распространенного компьютера с лучшей графикой, Пажитнов поручил эту работу Вадиму Герасимову, 16-летнему студенту, подрабатывающему летом в его офисе (сегодня инженер в Google). Игра быстро распространилась. «Это было похоже на дрова. У всех в Советском Союзе, у кого был компьютер, был тетрис», — сказал Пажитнов.

Пажитнов не зарабатывал на игре и не собирался. Идеи принадлежали государству, и сама концепция продажи программного обеспечения как продукта была ему незнакома. Люди просто делились тетрисом из уст в уста и копировали его на дискеты.

Затем до Пажитнова дошли слухи о том, что игра могла выйти за границу и в нее играют в других странах Восточного блока. В 1986 году он получил сообщение по телексу — предшественнику факсимильного аппарата — от Роберта Штейна, продавца венгерской компании-разработчика программного обеспечения Andromeda. Штейн, видевший тетрис в Венгрии, хотел получить права на продажу его как компьютерной игры на Западе. Он предложил крупную сумму авансом.

«В то время мой английский был очень плохим, поэтому я собрал какой-то положительный ответ, сказав, что мы очень рады получить предложение и что можно договориться», — сказал Пажитнов. Он знал, что ведение бизнеса напрямую с западной фирмой могло привести его к тюремному заключению еще до того, как он заработает какие-либо деньги, поэтому он начал выяснять, как он мог продать права на Tetris через государство.

Однако Штейн воспринял его ответ как зеленый свет и сразу же приступил к созданию игры.Но пока он готовился к запуску, он получил еще один телекс от «Элорга» — сокращенно от «Электроноргтехника», советской организации, которая курировала экспорт программного и аппаратного обеспечения. В нем говорилось, что права не были официально предоставлены и что его запуск был незаконным.

В конце концов, Штейн получил права, и в 1988 году Tetris был выпущен как коммерческая игра для ПК в Великобритании и США. Игра подчеркивала свое советское происхождение благодаря иллюстрациям на кремлевскую тематику и кириллическим символам. Но недопонимание между Пажитновым и Штейном показало, насколько сложно было бы впервые экспортировать видеоигру из Советской России на Запад — проблема, которая привела к годам путаницы и судебных баталий и, по слухам, даже приземлилась на стол советского лидера Михаила Горбачева.

Пажитнов и его сын с британской и американской версиями Tetris для ПК в 1989 году.

Пажитнов и его сын с британской и американской версиями Tetris для ПК в 1989 году. Фото: Wojtek Laski/Hulton Archive/Getty Images

Игровой мальчик

Конкордски: Что случилось с Советами

"Я заключил рукопожатие с Минору Аракава, основателем Nintendo of America, чтобы Nintendo добавила тетрис в каждый Game Boy", – сказал Роджерс в телефонном интервью. «Он сказал: «Зачем мне включать Тетрис? У меня есть Марио». И я сказал: «Если вы хотите, чтобы ваш Game Boy покупали маленькие мальчики, включите Марио. Но если вы хотите, чтобы все покупали ваш Game Boy, включите Tetris».

Роджерс решил получить необходимые разрешения и вскоре понял, насколько это будет непросто. Он уже опубликовал версию Tetris в Японии для популярной домашней системы Nintendo Famicom, но обнаружил, что существует полдюжины компаний, претендующих на владение правами на игру. «Поэтому я сел в самолет и отправился в Москву по туристической визе, чтобы отследить источник прав, Элорга, и поговорить об этом», — сказал он.

Оказавшись в Москве, Роджерс мало что продвинулся, пока не нанял переводчика, который быстро доставил его в Элорг.

Ожидание игры: подробный обзор того, как мы стоим в очереди

"Она сразу поняла, где что находится, так что это было подозрительно. Они не должны были разговаривать с иностранцами, а я не должен был разговаривать с русскими, не говоря уже о людях в правительстве. Поэтому я нарушил все правила. Нарушения правил, находясь там. Меня допрашивали два часа. Я думал, они выясняют, отправят меня в Сибирь или нет», — сказал он.

Но среди чиновников в комнате был и Алексей Пажитнов, которому Роджерс сразу понравился. «Алексей был единственным парнем в комнате, который хоть что-то знал об играх, — вспоминал Роджерс. «Я объяснил, как устроен бизнес, и мы подружились. Через неделю я уехал из Москвы с подписанным соглашением о Tetris на Game Boy».

Хэнк Роджерс и Алексей Пажитнов в Москве

Версия Tetris для Game Boy была продана тиражом 35 миллионов единиц и помогла консоли стать одной из самых успешных за все время. Многие, в том числе и Пажитнов, до сих пор считают его лучшей версией тетриса, и он создал беспрецедентную синергию между аппаратным и программным обеспечением, олицетворяя игровую мантру «легко научиться, трудно освоить».

Отсроченные гонорары

Несмотря на успех игры, Пажитнов по-прежнему не зарабатывал на ней. «Было много юридических неприятностей, и когда встал вопрос о праве собственности и первоисточнике игры, я решил, что хочу, чтобы все прошло гладко, и передал права Вычислительному центру Академии наук СССР на 10 лет», — сказал он.

Кульминацией юридических проблем стала стычка между Nintendo и Atari из-за прав на домашнюю консоль Tetris. В конце 1989 года судья вынес решение в пользу Nintendo, нанеся смертельный удар по Atari, которая уже выпустила сотни тысяч уже бесполезных копий своей версии игры под слоганом «Тетрис: советская игра разума». Nintendo пошла по другому пути, выбрав слоган «Из России с удовольствием».

Пажитнов уехал из Москвы в Сиэтл в 1991 году с помощью своего друга Хенка Роджерса.И когда в 1995 году его сделка с правами истекла, он наконец начал получать гонорары за игру. "И до сих пор с ними все было в порядке", – сказал он.

Пажитнов и Роджерс в 2018 году.

В 1996 году Пажитнов и Роджерс основали компанию Tetris, чтобы заниматься лицензированием Tetris и его дочерних компаний. В 2005 году компания «Тетрис» купила «Элорг», которая после распада Советского Союза превратилась из государственной компании в частную, получив полный контроль над всеми правами на «Тетрис» по всему миру. Компания даже стандартизировала и зарегистрировала торговую марку наименования и цвета каждой фигуры тетриса — официально они называются тетримино, а не обычные тетромино, хотя у них много неофициальных прозвищ.

Тетрис был предметом нескольких научных исследований. Один обнаружил, что игра может эффективно бороться с тягой к еде и даже наркотикам, а другой отметил увеличение толщины некоторых участков мозга у людей, которые регулярно играли. Игра в тетрис в течение длительного периода времени может привести к тому, что игроки будут видеть во сне падающие фигуры или интерпретировать объекты реального мира как тетромино и мысленно переставлять их — явление, известное как «эффект тетриса».

По данным Tetris Company, на сегодняшний день Tetris выпущен более чем на 65 платформах, что является мировым рекордом: более полумиллиарда загрузок на мобильные устройства. Пажитнов лично работал над более чем 100 вариантами игры.

Последняя версия, выпущенная в начале 2019 года и приуроченная к празднованию 35-летия игры, представляет собой многопользовательскую онлайн-версию под названием Tetris 99, в которую одновременно могут играть до 99 игроков. С 2010 года в Портленде, штат Орегон, проводится киберспортивный турнир, основанный на версии Tetris для Nintendo Entertainment System 1989 года. Некоторые из матчей, которые могут длиться более 30 минут, набрали более 10 миллионов просмотров на YouTube.

"Он не утратил своей игровой ценности, и ничто не пришло на смену Тетрису", – сказал Хенк Роджерс, объясняя непреходящую популярность игры.

"Это как "С Днем Рождения". Было много песен, которые приходят и уходят, но «Happy Birthday» всегда поется одинаково. Тетрис стал «Happy Birthday» среди компьютерных игр».

Читайте также: