Монозвуковая схема, что это значит

Обновлено: 21.11.2024

Мне всегда было интересно, в чем разница между ними, и иногда (игры, кинопроигрыватели и т. д.) вам предоставляется выбор между монофоническим или стереофоническим звуком. Я переключаю оба, но не слышу никакой разницы.

Итак, чем они на самом деле отличаются?

Если вы слушаете практически любую музыку в наушниках и переключаетесь между моно и стерео, разница должна быть очевидной.

Есть две возможности, почему вы не сразу замечаете разницу. Во-первых, центральная речевая дорожка фильма является монофонической, только эффекты и музыка будут стереофоническими; Во-вторых, либо источник [некоторые «передачи» с DVD/BD очень плохие], либо ваше оборудование неправильно настроено для стерео. Есть очень далекое третье, что вы глухи на одно ухо, даже если только на более высоких частотах — но вы, вероятно, уже знаете, если это так.

5 ответов 5

Разница заключается в количестве используемых каналов (сигналов). Моно использует один, стерео использует более одного.

В монофоническом звуке используется один единственный канал. Его можно воспроизвести через несколько динамиков, но все динамики по-прежнему будут воспроизводить одну и ту же копию сигнала.

В стереофоническом звуке используется больше каналов (обычно два). Вы можете использовать два разных канала и настроить один канал на один динамик, а второй канал на второй динамик (что является наиболее распространенной стереосистемой). Это используется для создания направленности, перспективы, пространства.

Вот пример использования двух динамиков.

С технической точки зрения настоящее стерео означает звукозапись и воспроизведение звука, в которых используется стереографическая проекция для кодирования относительного положения записываемых объектов и событий.

В обычной стереосистеме из двух каналов: левого и правого, один канал отправляется на левый динамик, а другой канал — на правый динамик. Теперь, контролируя, на какой канал вы отправляете сигнал, вы можете управлять положением звука. Вы услышите звуки, исходящие из разных направлений, в зависимости от того, на какой динамик вы посылаете сигнал или в какой пропорции (вы можете послать чуть больше звука на правый динамик, чтобы звук располагался чуть правее). Звуки с одинаковыми пропорциями на обоих динамиках будут исходить из центра.

Другими словами, стерео открывает возможность игры с локализацией звука.

Поскольку у нас есть два уха, расположенных на противоположных сторонах головы, мы слышим определенный звук с двух направлений. Для каждого звука требуется немного разное время, поэтому мы хорошо понимаем, откуда исходит звук. Чтобы записать это стереозвук, используются два микрофона (по крайней мере). На самом деле, лучшее теоретическое положение для этих двух микрофонов — под углом 180 градусов друг к другу — точно так же, как наши уши.

В ситуации, когда, скажем, играет группа, звук будет исходить из множества разных направлений, поэтому можно использовать несколько микрофонов, а положение в миксе — панорамирование — можно перемещать с помощью записывающего стола. Когда вы слушаете что-то в стерео в наушниках, вы можете представить себе, где играет гитарист, у вас в голове. Часто вокал находится в мертвой точке. Очевидно, что эффект аналогичен при использовании динамиков, но легче понять, где находятся элементы в миксе, используя банки.

В монофоническом режиме нет пространственности. Звук в каждом ухе идентичен. Его можно записать с помощью всего одного микрофона.

Идея возникла, когда кто-то прослушал записи, сделанные с помощью микрофона в разных местах, и понял, что два микрофона «слышат» два разных микса.

Лучший способ проверить, является ли запись стереофонической, – это услышать аплодисменты. Совершенно очевидно, моно это или нет.

Объемный звук развивает эту идею. В основном использовалась задержка, чтобы казалось, что звук исходит издалека, но теперь с 7 точками это достигается с помощью 7 разных положений для микрофонов, которые усиливаются с помощью 7 разных усилителей и динамиков, разбросанных по комнате.

Спасибо за участие. Я пытаюсь передать очень сложную концепцию упрощенным способом. Два направления из-за двух ушей. Для того, чтобы задать вопрос ОП, можно было бы показаться не очень просвещенным. Идея двух направлений заключалась в том, чтобы установить сцену. В 1933 году на Всемирной выставке в Чикаго манекен с микрофонами вместо ушей был использован для того, чтобы донести до широкой публики бинауральную, а теперь стереоидею. Со временем все изменилось, и я думаю, что задержка использовалась в более ранние времена, вероятно. сейчас нет.

Самое основное определение монофонического или стереозвучания заключается в том, что в стереофоническом режиме вы получаете информацию одним ухом, которая несколько отличается от информации, получаемой другим ухом. При монофоническом звуке ваши уши получают 100 % той же информации.

Ранние поп-стерео-синглы довольно интересно и своеобразно микшированы.Например, «King Midas in Reverse» группы Hollies имеет вокал во вступлении, смешанный на 100% в правильном канале. Если выделить левый канал, то можно услышать приятную инструментальную версию того же трека. Ранние продюсеры, работающие в стерео, часто помещали бас и барабаны, часто помещаемые на одну дорожку на 4-дорожечной ленте, на один канал. В "I Feel Free" Cream рев группы помещен в один канал, а вокал и наложения бубна - в другой. К концу 60-х стало обычным делом помещать ударные и бас в центр микса, а затем тонко панорамировать вокал и менее тонко панорамировать гитары, клавишные и другие инструменты, пытаясь воспроизвести пространственное расположение. группы на сцене. Хотя моно иногда считают бедным двоюродным братом стерео, такие продюсеры, как Джо Мик, смогли записать мощные и четкие миксы на пленку в монофоническом режиме.

Есть некоторые стереозаписи, которые требуют определенного электронного анализа, чтобы продемонстрировать, что они являются стереофоническими. Классические выступления, записанные с помощью подвесных микрофонов, расположенных на расстоянии не более пары футов друг от друга, подвешенных над оркестром шириной с концертную сцену, как правило, не содержат живых стереомиксов. Два микрофона будут улавливать слегка отличающиеся друг от друга положения по отношению к определенным инструментам, но эффект не будет создавать резкое или яркое стереоизображение. Сказав это, опять же, некоторые ранние классические стереофонические записи были созданы таким образом, что «спарринговые» инструменты располагались на противоположных сторонах стереоизображения.

Наконец, если OP не слышит никакой разницы между переключением с моно на стерео, возможно, у него где-то возникла проблема с оборудованием, и при переключении на законных основаниях не воспроизводится другой звук. Говоря лично, довольно беспорядочная звуковая карта в моем ноутбуке не способна записывать входящий звук в стереофоническом режиме, но записывающее программное обеспечение этого не знает и с радостью запишет один и тот же входящий звук на две отдельные звуковые дорожки. Я был бы удивлен, если бы звуковая карта могла выводить только монофонический звук, но беглый поиск в Google показывает, что люди сообщают именно об этой проблеме.

Моно или стерео; оба имеют важное значение в производстве музыки. Это две основы аудиотехники, с которыми вы, как продюсер, будете иметь дело каждый день.

Для потребителей моно и стерео мало что значат.

Для продюсеров они являются частью ежедневного процесса принятия решений. Грамотное применение и использование моно и стерео может улучшить эстетику ваших постановок.

В этом руководстве мы рассмотрим различия между моно и стерео. Вы узнаете об историческом значении моно и стерео, а также об их использовании при записи и микшировании.

Что такое монофонический звук?

Моно — это сокращение от "монофонический", означающее один звук

.

Phonē (греч.) – Phonic (англ.) = Звук

Монозвук — это любой звук — в большинстве случаев музыка, которая записывается и/или воспроизводится с использованием одного аудиоканала. Например, один микрофон, записывающий гитару, является монофонической записью, потому что вы используете один канал (с одним микрофоном), чтобы уловить звук гитары.

Даже если вы записываете несколько инструментов с помощью одного микрофона, это все равно монофоническая запись, поскольку все записывается и воспроизводится через один канал.

Все, что вам нужно знать о моно, это то, что это система записи и воспроизведения звука по одному каналу.

Неважно, сколько звуков или инструментов в записи. Если все это отправляется через один канал, это моно.

О монофонической записи и особенностях мы поговорим позже!

Что такое стерео?

Стерео — это сокращение от стереофонического, что означает полный звук

Stereós (греч.) – Stereo (англ.) = Full

Phonē (греч.) – Phonic (англ.) = звук

Стерео — это звук, записанный с помощью двух микрофонов и/или воспроизведенный по двум каналам.

Все наши системы прослушивания настроены на стерео; наши телефоны, колонки для ноутбуков, наушники, звук в фильмах, звук в видеоиграх, акустические системы в клубах и на фестивалях и т. д.

Все, что производит звук в бытовой электронике и мультимедиа, имеет два канала и поэтому настроено на стерео.

Вы встретите два типа стереозвука.

Есть True Stereo и другой тип, который мы называем Pseudo Stereo

Настоящее стерео – это когда источник звука, например инструмент или диалог, записывается с помощью двух микрофонов.

Псевдостерео или смоделированное стерео — это все, что воспроизводится по двум каналам, но не записывается в истинном стерео.Например, если вы записываете гитару с одним микрофоном, гитара будет звучать в монофоническом режиме, но воспроизводиться в стереофоническом, поскольку все системы воспроизведения звука воспроизводят звук по двум каналам.

Мы рассмотрим все эти технические аспекты в следующем разделе ниже.

Психоакустика: монофоническое и стереозвуковое восприятие

Конечно, между моно и стерео звуком существуют технические различия. Но есть и психоакустические различия — различия в восприятии звука. Эти различия и определяют монофонический и стереофонический звук.

Слово pпсихоакустика — это причудливый способ сказать: восприятие звука, и на самом деле это область научных исследований. В частности, это междисциплинарный предмет, включающий исследования в области психологии, физики, биологии, акустики и музыки, чтобы понять наше восприятие звука.

Короче говоря, «звук» — это механическое и физическое явление (см. нашу статью о звукоизоляции), но как только он достигает наших ушей, он перестает быть механическим, поскольку обрабатывается нашим мозгом и затем связывается с нашим восприятием мира. правда, немного излишне технический для этой статьи, но все же актуален.

В любом случае, идем дальше..

Моно, как мы знаем, это звук, который захватывается или воспроизводится через один канал. Когда мы слушаем музыку в моно, мы воспринимаем музыку такой, какая она есть — в одном звуковом образе. Вы слышите музыку в очень поверхностной и простой 2D форме. Конечно, он по-прежнему может звучать хорошо, но в нем не так много звуковой глубины и нюансов.

Восприятие стерео

Наше восприятие стереозвука намного интереснее. Стереозвук дает нам почти трехмерное звуковое изображение.

Как уже упоминалось, стереозвук разделяется на два канала, и психоакустический эффект этого, когда мы слышим звук, достигающий наших ушей, представляет собой восприятие пространства.

Мы можем естественным образом определить местонахождение источника звука, основываясь на нашей близости к нему, потому что наши уши воспринимают один и тот же звук через немного разные временные интервалы. Например, если звук издается с левой стороны. Звук естественным образом достигнет левого уха раньше правого. По пути звук поглощается различными предметами, теряются определенные частоты, затухает громкость. Наш мозг обрабатывает все это, а постепенно увеличивающиеся временные (и частотные) различия дают нам наше восприятие пространства, окружающей среды и местоположения самого источника звука.

Стерео имитирует это психоакустическое явление, и мы получаем более насыщенное и полное звучание.

Проще говоря, монофонический звук сразу достигает наших ушей, давая нам базовое, неточное (с точки зрения звука) восприятие музыки, тогда как стереозвук имитирует наше реальное восприятие звука.

Очень краткая история превращения моно в стерео

В конце 1930-х и в 1940-х годах все музыкальные записи, релизы и технологии, такие как первые проигрыватели, звук в фильмах и т. д., выполнялись и настраивались в монофоническом режиме.

К 1960-м пластинки стали производиться массово и выпускались в стереофоническом формате.

С этого момента стерео стало стандартом, перейдя на кассеты, системы стереовоспроизведения и в современную цифровую эпоху.

Однако стерео как концепция была реализована в конце 19 века, а стереотехнологии появились в начале 20 века. Причина, по которой моно так долго не исчезала, заключалась в том, что технологические компании и радиовещательные компании того времени не были готовы отказаться от своих монофонических систем.

Алан Блюмляйн – человек, отвечающий за качество вашего прослушивания. Он разработал и запатентовал системы стереозаписи и производства, которые мы используем сегодня! Он работал в EMI в 1930-х годах, и с его технологией экспериментировали «за кулисами», пока она не стала общепринятой.

Моно или стереозапись

Как вы можете начать использовать свое понимание моно и стерео в своих постановках?

Ну, теперь вы знаете разницу между моно и стерео; вы можете принимать обдуманные творческие решения, когда дело доходит до записи. Вы можете использовать свое понимание психоакустического воздействия стереозвука на слушателей, например, для создания иммерсивных записей.

В качестве иллюстрации предположим, что у вас есть талантливый певец и автор песен, которого вы хотите записать. Вы можете записать их гитару с помощью двух микрофонов, создав настоящее стерео звучание.Затем запишите вокал одним микрофоном, создав в записи монофонический звук, который может занимать центр стереополя. Звуковая эстетика, которую вы получаете, — это иммерсивный гитарный звук, заключенный в монофоническую запись вокала.

Или, например, если вы продюсер электроники, вы можете создать мощный звук синтезатора, отправив сигнал синтезатора из усилителя и записав его в истинном стереофоническом режиме, разместив два микрофона перед усилителем.

Для создания стереозаписей вам понадобятся два микрофона. Кроме того, вам нужно настроить их уровни так, чтобы они были как можно ближе к идентичным (иначе вы получите искаженный стереозвук). Также необходимо обратить внимание на расстояние между двумя микрофонами.

Существуют всевозможные методы стереозаписи, которые разрабатывались годами. Современные инженеры часто используют их все, в зависимости от проекта.

Продюсеру стоит научиться одному или двум.

Ниже приведены два простых, но эффективных метода стереозаписи, которые идеально подходят для того, чтобы вы начали записывать настоящее стерео.

Техника X/Y

С двумя кардиоидными микрофонами. Скрестите одну над другой под углом 90 градусов, оставив между ними небольшой зазор. И, конечно же, убедитесь, что вы направляете их на источник звука таким образом, чтобы то, что вы слышите, звучало хорошо!

Техника А/Б

Направьте два всенаправленных микрофона на источник звука. Держите микрофоны на расстоянии одного фута от самого источника звука, а микрофоны на расстоянии двух футов. Попробуйте поэкспериментировать с перемещением микрофонов ближе к инструменту и/или дальше друг от друга, чтобы получить разные результаты.

Это два основных метода, с помощью которых каждый может начать запись в стерео.

Если вы уверенно используете методы X/Y и A/B, вы можете попробовать что-то более сложное, например, пара блюмляйна (названа в честь изобретателя современного стерео), мидсайд или ORTF.

Создавать монозаписи очень просто. Как вы уже знаете, монофонический звук — это все, что идет по одному каналу. Все, что вам нужно в этом случае, это один микрофон для записи. В этом нет ничего особенного.

Все звуки и инструменты, играющие важную роль в ваших постановках, следует записывать в монофоническом режиме. Такие вещи, как бас, бочка, малый барабан и вокал.

Чтобы получить наилучшие и эстетически приятные результаты от моно- и стереозаписей, необходимо подумать о том, какие инструменты подходят для моно- и стереозаписи.

Советы по микшированию моно и стерео

Вы можете использовать психоакустику моно- и стереозвука в качестве инструмента для улучшения ваших миксов или настройки ваших миксов.

Ниже приведены 5 советов, которые вы можете сразу же применить к рабочему процессу микширования!

Имитация стерео

Чрезвычайно мощная техника, которую можно добавить в рабочий процесс микширования, — это создание псевдостереодорожек для получения более широкого и интересного стереофонического изображения.

В этом методе используется наше психоакустическое восприятие стереозвука.

Дублируя одну из своих дорожек и задерживая ее на несколько миллисекунд, вы можете создать стереоэффект. Один из звуков достигнет ваших ушей немного раньше другого, создавая впечатление, что звук был записан в стереофоническом режиме.

В качестве примера возьмем моносинтезатор. Скажем, ваш монофонический синтезатор звучит великолепно и действительно привносит в вашу песню изюминку.

Но у вас есть ощущение, что синтезатор звучал бы великолепно, если бы его звук был больше и шире.

Что можно сделать для достижения этого эффекта?

  • Продублируйте монофонический синтезатор, чтобы их было два.
  • Панорамируйте один кадр влево, а другой вправо.
  • Теперь возьмите левую или правую сторону и слегка подтолкните ее вперед.

Имейте в виду, что этот трюк работает только в том случае, если вы держите задержку менее 0,43 миллисекунды. Если вы превысите это ограничение, стереоэффект сломается и будет звучать как два несинхронизированных инструмента.

Это очень мощный способ улучшить ваш микс.

Прослушивание в монофоническом режиме

При окончательной доработке микса всегда рекомендуется уделить время его тщательному прослушиванию. Таким образом, вы сможете заметить небольшие несоответствия и внести окончательные корректировки, чтобы добиться идеального микса.

Эффективным приемом прослушивания является прослушивание в монофоническом режиме.Если вы переключите основной выход на моно, это удалит стереоизображение и объединит все инструменты в одну большую мозаику звука.

Если вы внимательно прислушаетесь, то заметите, что одни инструменты заглушаются другими, поскольку они конкурируют за место в центре двухмерного звукового образа. Это означает, что вам необходимо настроить информацию о частоте конкурирующих инструментов.

После внесения этих изменений и переключения обратно в стереофонический режим инструменты не только вернутся на свои места в стереоизображении, но и будут звучать чище, улучшая общее звучание микса.

Это очень эффективно!

Сохранение важных звуков в монофоническом режиме

Всегда сохраняйте самые важные звуки в монофоническом режиме.

Например, не панорамируйте бас влево или вправо и даже немного влево или вправо. Басовые звуки всегда должны оставаться в центре стереоизображения.

Бас несет ритм и гармонию во всех формах музыки. С точки зрения звука бас также несет в себе тяжесть и содержание песни. Итак, вам нужно, чтобы бас играл в центре вашего трека.

Та же логика применима к таким звукам, как бочка и малый барабан. Эти компоненты ритм-секции очень важны для ритма и плавности вашей музыки. Естественно, вы захотите, чтобы эти звуки также оставались в центре вашего изображения.

Что касается вокала, то это само собой разумеется. Они всегда должны располагаться по центру стереоизображения.

Аранжировка в моно и стерео

В качестве дополнительного эффекта к аранжировке песни вы можете чередовать моно- и стереофонические конфигурации.

Например, настройте большую часть песни в стереофоническом режиме (как обычно), но переключите конфигурацию в монофонический режим в середине восьмой части песни.

Или настройте вступление и завершение песни на моно, а все остальное переключите на стерео.

Это довольно уникальная реализация моно и стерео, но она работает хорошо!

Лучше всего использовать этот эффект со вкусом.

Эксперименты с плагинами

Плагины! С ними так весело экспериментировать, и всегда интересно получать новые плагины.

Все плагины дадут вам возможность использовать их в моно или стерео.

Но существуют специально разработанные плагины, которые могут превращать монофонические дорожки в стереофонические, а некоторые позволяют создавать более широкое стереоизображение, в то время как другие используют специальные алгоритмы, имитирующие технику стереозаписи.

Итак, обратите внимание на специальные стереофонические функции в плагинах, чтобы улучшить стереофонический образ ваших произведений.

Будучи продюсером, автором песен или музыкантом, вы будете ежедневно сталкиваться с моно- и стереосистемами. Но совсем не нужно времени, чтобы разобраться с моно и стерео. Итак, освойтесь с обеими концепциями и используйте их в своих интересах!

Что теперь?

Если вам понравилась эта статья, сообщите нам об этом! Мы рады, что вы, ребята, делитесь нашими руководствами, и надеемся, что это поможет большему количеству людей узнать о музыкальной индустрии. Вы можете найти другие темы, похожие на эту, и многое другое в нашем блоге.

Если вы продюсер и ищете работу или сотрудничаете с представителями музыкальной индустрии, возможно, вам стоит заглянуть на нашу глобальную торговую площадку музыкальной индустрии. С нами вы также можете хранить свою музыку в облачном хранилище, специально предназначенном для музыки. Вы также можете найти возможность отправить свою музыку для размещения синхронизации, звукозаписывающим лейблам/издателям и т. д.

Лучшее? Все это и многое другое включено в учетную запись Music Gateway, которую вы можете попробовать бесплатно в течение двух недель — без каких-либо условий!

Сравните одноканальное центральное
покрытие кластера со следующим:

Во многих проектах звуковой системы церкви часто задают вопрос: "Будет ли наша система монофонической или стереофонической?" Обычно следует продолжительное обсуждение применимости монофонических звуковых систем по сравнению со стереосистемами, различия между двухканальными звуковыми системами и стереофоническими звуковыми системами, преимуществ и ограничений каждой из них, архитектурных ограничений и программных требований, которые повлияют на решение, и финансовые последствия каждого из них.

Совершенно очевидно, что каждый по-своему интерпретирует термины "моно" и "стерео", исходя из собственного опыта и ожиданий. Перенос собственного опыта работы с домашними аудиосистемами или проектными студиями в большое пространство, такое как церковь или театр, часто требует корректировки концептуального мышления, поэтому нам всегда нужно предоставлять точку отсчета для обсуждения монофонических, стереофонических и двухканальных звуковых систем. Начнем с моно.

Моно или монофонический – это система, в которой все аудиосигналы микшируются и направляются по одному аудиоканалу. Моносистемы могут иметь несколько громкоговорителей и даже несколько широко разнесенных громкоговорителей. Ключевым моментом является то, что сигнал не содержит информации об уровне и времени прибытия/фазе, которая могла бы воспроизвести или имитировать сигналы направления. Общие типы моносистем включают в себя одноканальные центральные кластеры, монофонические кластерные системы с разделением и распределенные системы громкоговорителей с архитектурными задержками и без них. Моносистемы по-прежнему могут быть полнополосными и полноценными и способны эффективно усиливать как голос, так и музыку. Большим преимуществом моно является то, что все слышат один и тот же сигнал, а в правильно спроектированных системах все слушатели будут слышать систему практически на одном уровне звука. Это делает хорошо спроектированные монофонические системы очень подходящими для усиления речи, поскольку они могут обеспечить превосходную разборчивость речи.

Стерео

Настоящие стереофонические звуковые системы имеют два независимых канала аудиосигнала, а воспроизводимые сигналы имеют определенный уровень и фазовое соотношение друг с другом, поэтому при воспроизведении через подходящую систему воспроизведения будет видимое изображение оригинала. источник звука. Стерео будет обязательным, если необходимо воспроизвести звуковую перспективу и локализацию инструментов на сцене или платформе, что является очень распространенным требованием в центрах исполнительских искусств.

Это также означает, что монофонический сигнал, панорамированный где-то между двумя каналами, не имеет необходимой информации о фазе, чтобы быть истинным стереофоническим сигналом, хотя между двумя каналами может быть разница уровней, которая имитирует разницу позиций, это это только симуляция. Это обсуждение само по себе может оправдать пару веб-страниц.

Дополнительным требованием к системе стереовоспроизведения является то, что вся зона прослушивания должна иметь равный охват как левого, так и правого каналов, по существу, на одинаковых уровнях. Вот почему ваша домашняя стереосистема имеет «золотую середину» между двумя громкоговорителями, где разница уровней и разница во времени прихода достаточно малы, чтобы сохранить стереоизображение и локализацию. Эта зона наилучшего восприятия ограничена довольно небольшой областью между двумя громкоговорителями, и когда слушатель находится за пределами этой области, изображение схлопывается и слышен только один или другой канал. Жить с этим золотым пятном в вашей гостиной может быть нормально, так как вы можете поставить там свой диван, но в более крупном помещении, таком как церковное святилище или театральный зал, это сладкое место может включать только 1/3 аудитории, оставляя 2/3. 3 зрителя недоумевают, почему они слушают только половину программы.

Кроме того, система стереовоспроизведения должна иметь правильную абсолютную фазовую характеристику на входе и выходе для обоих каналов. Это означает, что сигнал с положительной формой волны давления на входе в систему должен иметь такую ​​же положительную форму волны давления на выходе системы. Таким образом, барабан, например, при ударе создает волну положительного давления на микрофоне и должен создавать волну положительного давления в комнате для прослушивания. Если вы не верите, что это имеет огромное значение, попробуйте когда-нибудь поменять полярность обоих ваших Hi-Fi громкоговорителей и слушать источник, который имеет сильный центральный звуковой образ, такой как сольный голос. Когда абсолютная полярность перевернута неправильно, вы не найдете стабильного изображения центрального канала, оно будет блуждать вдали от центра, локализуясь на обоих громкоговорителях.

Два канала

Это то, что многие люди ошибочно принимают за стереофонические звуковые системы, потому что есть два канала и "стерео" консоль подключена к передней части системы, а во всей системе используются стереоусилители и эквалайзеры. Чего не хватает большинству этих систем, так это равномерного охвата всей области прослушивания и минимальной разницы в уровне и фазовой характеристике для каждого канала покрытия области прослушивания. Для достижения надлежащего охвата громкоговорителями для воспроизведения стереоизображения в большом зале необходимо иметь систему громкоговорителей для каждого канала, которая может обеспечить равномерное покрытие всей области прослушивания при сохранении сигналов направления. Это очень дорогое, а иногда и невозможное предложение.

Двухканальные системы обычно страдают от того, что половина людей в зоне прослушивания слышит только половину аудиопрограммы, что делает двухканальные системы плохим выбором для усиления музыки. Большая часть слушателей слышит совершенно иной музыкальный микс, чем другие слушатели. Это слишком распространенная оплошность в местах, предназначенных для музыки и развлечений, даже в престижных местах, где они заслуживают лучшего дизайна системы. Как правило, это распространенное заблуждение, выдвинутое людьми, имеющими опыт работы с портативными или живыми звуковыми системами.

При использовании двухканальной системы для усиления монофонического голосового микрофона места по обе стороны от центральной линии комнаты, точно между двумя громкоговорителями, также испытывают существенные различия в частотной характеристике и однородности охвата из-за помех и подавления сигнала, когда одинаковые сигналы поступают из двух каналов в разное время. Это делает двухканальные системы особенно неэффективными для приложений с усилением речи.

Слева/По центру/Справа

Существуют специализированные приложения для звуковых систем, описываемые как конфигурации "Левый/Центральный/Правый". Это должно сочетать в себе лучшее из обоих миров, верно? Что ж, возможно, но акустическая система также должна быть спроектирована с учетом наибольшего общего знаменателя, а не наименьшего. В LCR-системе также важно, чтобы звукоинженер понимал, какие сигналы должны направляться на какие громкоговорители и какая маршрутизация сигналов создаст проблемы. Системы LCR также подходят не для всех форм и конфигураций помещений.

Системы LCR распространены в драматических театрах и больших церквях, где требуется, чтобы как монофоническое усиление речи, так и музыкальные или звуковые эффекты были локализованы или смешаны с определенной перспективой, со стереофоническим или стереофоническим изображением. Каждая из трех акустических систем должна обеспечивать покрытие всей площади сидения, сохраняя при этом уровень громкости и направленность, как и моно- и стереосистемы, описанные выше. Есть несколько хитрых «обманок», которые разработчик системы может использовать для расширения зоны прослушивания для стереопокрытия, включая использование «жалов» или заполняющих громкоговорителей.

Стингеры

Как показано выше в демонстрации MouseOver, стингер — это динамик, расположенный так, чтобы обеспечить покрытие площади пола, которая может быть недоступна с левой или правой позиции установки кластера.

В приведенном выше примере левый и правый стингеры отделены от центрального кластера и будут питаться от задержки сигнала, так что для людей, находящихся в правой части комнаты, сигнал от левого стингера поступал в центральный кластер. такое же время, как звук из левого кластера, если бы он мог достичь этого места. Для людей, сидящих впереди справа, они все равно будут слышать программу из левого канала, чтобы сохранить целостность содержания программы, даже если стереоизображение будет смещено в одну сторону по сравнению с изображением, воспринимаемым людьми, сидящими посередине. комнаты. Выбор динамиков, а также настройка уровня и задержки стингеров очень важны для их успешной интеграции, если они будут слишком громкими, слишком поздними или слишком ранними, они будут отвлекать от изображения, которое слышит остальная часть аудитории. Если вы собираетесь попробовать это дома, изучите эффект Хааса, настройку уровней и задержек для приоритета, а также системы измерения во временной области.

Также можно использовать некоторые компоненты центрального кластера в качестве стингеров, особенно с появлением более дешевых систем DSP, которые позволяют разработать матрицу задержек сигнала для каждого входа в устройство. Еще несколько лет назад это было бы чрезвычайно дорого и сложно (и почти невозможно объяснить), теперь это можно быстро запрограммировать на экране компьютера и заставить работать быстро и легко. Этот подход работает лучше всего, когда в центральном кластере компоненты громкоговорителей звучат так же, как и в левом/правом кластерах.

Какой из них лучше?

Как и в случае со многими другими вопросами о звуковых системах, здесь нет единственно правильного ответа. Хорошо спроектированная моносистема удовлетворит больше людей, чем плохо спроектированная или реализованная двухканальная звуковая система. Важно помнить, что лучший дизайн громкоговорителя для любого помещения — это тот, который будет эффективно работать в рамках программных, архитектурных и акустических ограничений помещения, а это означает (перефразируя Rolling Stones): «Вы можете». Не всегда получаешь ту систему, которую хочешь, но иногда ты получаешь именно ту систему, которая тебе нужна». Если проект помещения (или бюджет) не поддерживает эффективное стереофоническое воспроизведение или систему усиления, то важно, чтобы звуковая система была спроектирована максимально эффективной, даже если это означает отказ от желательного программного требования, такого как стерео.

Те из вас, кто ищет дополнительную информацию о моно- и стереозаписи, могут посетить Википедию.

В этой статье я сравню и объясню различия между стереофоническим и монофоническим звуком, почему это важно и многое другое.

Я также покажу вам, чем отличаются стереофонические и монофонические звуковые разъемы. Читайте дальше, чтобы узнать больше!

Объяснение различий монофонического и стереозвучания

Объяснение стереозвука и монофонического звука

  • Монозвук использует только один канал аудиосигнала для передачи музыкального контента. Звук, который вы слышите, один и тот же, независимо от того, используется ли один или несколько динамиков.
  • Стереозвук использует два отдельных аудиоканала для передачи стереозаписи с музыкальными сигналами, которые могут различаться между ними. С помощью двухканальной стереофонической акустической системы можно воспроизвести исходное записанное расположение музыкантов и инструментов слева направо, как это предполагалось в студии звукозаписи.

В то время как монофонический микрофон подходит для монофонических аудиозаписей или студийных записей, стереомикрофон необходим как минимум для истинного стереозвука. Однако монодорожка также может быть создана с использованием двух или более студийных аудиосигналов, смешанных в один.

Почему моно было популярно на протяжении десятилетий и до сих пор?

В прежние времена технологии были очень ограничены, а это означало, что когда появилась возможность записывать и воспроизводить звук, емкость хранилища была ограничена. Монозвук также использовался в течение десятилетий из-за происхождения широковещательного радио и портативных радиоприемников, которые появились позже, когда транзистор стал широко доступен.

Во времена президентских бесед у камина, новостей, певцов или музыкальных групп, а также устных развлечений в стереосистеме не было необходимости. Хотя в оригинальных домашних радиоприемниках использовались простые тюнеры и схемы электронных ламп, они стали замечательным шагом вперед в сфере развлечений для многих людей до появления телевидения.

Домашние портативные и карманные радиоприемники не были такими дешевыми, как сегодня, а это означает, что монофонический дизайн позволил снизить расходы. Точно так же монофонические звуковые схемы проще и помогают уменьшить количество проводов и сложность.

Стерео и моно системы AM и FM радио

Монорадио с амплитудной модуляцией (AM) было оригинальной технологией вещания радиостанций. Поскольку радиопередачи и вкусы потребителей менялись с течением времени, его обычно использовали для разговорного радио и новостного контента, для которого не требуется стереофонический звук.

Позже было представлено частотно-модулированное (FM) радио, обеспечивающее лучшее качество звука и возможность передавать стереомузыку, добавленную в процессе передачи (модуляции). FM смешивает два отдельных аудиоканала в один вещательный сигнал, используя несущую частоту и процесс модуляции.

Аналогичным образом два канала демодулируются (извлекаются) на стереофонических радиостанциях, которые затем обеспечивают левый и правый выход.

Он также обратно совместим со старой радиотехнологией (с одним динамиком). Однако FM-радио использует больше пропускной способности (пространства в радиочастотном спектре), чем AM-радио.

Музыкальные медиа

Музыкальные записи (например, виниловые пластинки) изначально продавались в виде монофонических пластинок, пока на рынке не появились стереопрессы и стереофонические проигрыватели. На самом деле, стереоверсия многих популярных альбомов рекламировалась как более качественная, чем монофоническая.

Стерео и монофонические аудиокабели и разъемы

Сравнительная диаграмма стереофонических и монофонических аудиоразъемов

Монозвук очень прост в том смысле, что обычно требуется только два проводника:

  1. Сигнальный проводник (положительный провод или провод с маркировкой «+»).
  2. Заземляющий провод.

Стереозвук аналогичен, но добавляет второй сигнальный проводник. Для аналоговых (нецифровых) кабелей один маркируется для левого канала, а другой — для правого. Они очень часто обозначаются белым для левого и красным для правого, хотя эта практика не всегда соблюдается.

Штекерные разъемы для наушников (3,5 мм, 1/8″), 1/4″ и кабели типа RCA являются одними из самых популярных. В типах «наконечник-кольцо-втулка» (TRS), таких как штекеры для наушников, используется проводник с наконечником (T), одним или несколькими кольцами (R) и одним проводником с втулкой (S), которые контактируют с точками соответствующего разъема.

Плагины TRS и RCA используются в самых разных аудиосистемах:

  • Портативное аудио (наушники, музыкальные плееры и т. д.).
  • Установка автомобильной стереосистемы (здесь используются стереокабели RCA).
  • Ресиверы для домашних стереосистем, усилители и системы домашнего кинотеатра (RCA).
  • Аудиосистема типа громкого оповещения (PA) в концертных залах, церквях, театрах и аудиториях. Здесь распространены разъемы типа 1/4″ или XLR.
  • Студийная или любительская запись музыки.

В разъемах RCA используется центральный контакт, по которому передается музыкальный сигнал для этого канала, и второй проводник (иногда называемый экраном) в качестве отрицательного (-) проводника.

Кроме того, к некоторым разъемам и разъемам 3,5 мм можно добавить 4-й кольцевой проводник для дополнительного использования микрофона. Обычно для этого требуется адаптер при одновременном использовании музыкальных проводников.

Что значит, когда песня моно или стерео?

  • Монофоническая музыкальная дорожка использует один звуковой канал, даже если в студии использовалось несколько микрофонов или смешанных дорожек. В монофонической песне все независимые источники звука микшируются в одну дорожку.
  • Стереокомпозиция содержит информацию для двух отдельных каналов (левого и правого), которые могут воспроизводить размещение стереомикрофонов, вокала и инструментов так, как они были записаны в студии.

Стереокомпозиция при использовании на акустической системе хорошего качества с двумя динамиками может воссоздать стереофонический образ. Изображение — это представление пространственных сигналов стереополя, которые слышат ваши уши и которые ваш мозг интерпретирует, чтобы определить, откуда исходят звуки. Это происходит как из-за стереореверберации, которую улавливают микрофоны, так и из-за разных уровней звука между левым и правым.

Например, во многих стереопеснях вокал певца расположен в центре, а не только слева или справа. Другие инструменты будут звучать слева, справа или между ними в зависимости от того, что вы слышите.

Записи стереофонических дорожек также можно «микшировать» (объединять) в монодорожки. Это позволяет избежать пропуска некоторых фрагментов музыки, что происходит при воспроизведении на одном канале.

Что лучше — стерео или моно?

Правда в том, что лучшего ответа не существует — все зависит от приложения.

  • Для музыки и фильмов в большинстве случаев стереоэффект обеспечивает гораздо более приятное прослушивание.
  • Mono отлично подходит для аудиоконтента, например новостей, подкастов и т. д.
  • Моно идеально подходит для установки звуковой системы, где обычно есть один динамик, ведущий или другой источник звука.
  • Стерео идеально подходит для концертов и других записей, которые вы хотите сохранить в высоком качестве. Вы всегда можете воспроизвести стереофонические дорожки, которые вы сохранили как монофонические, но обратное невозможно.
  • Моно отлично подходит для тех случаев, когда вы используете один наушник или монофоническую гарнитуру для связи или других целей прослушивания.

Можно ли получить объемный звук из моно или стерео?

Вы можете получить некоторые типы объемного звука от источника стереосигнала, но не от моносигнала.

Компания Dolby Laboratories представила оригинальный формат объемного звука Dolby Pro Logic в начале 1980-х годов для использования в акустических системах кинотеатров. Формат Dolby Pro Logic (последняя версия — Pro Logic II) стал доступен для потребительских товаров в 1987 году.

Хотя вы не можете получить эффект объемного звука 5.1, как в форматах DTS или Dolby Digital, Pro Logic может декодировать эффект объемного звука 2.1 в 2 аналоговых (нецифровых) канала, которые могут передаваться практически любой стандартной стереозаписью.< /p>

Для этого вам понадобится декодер объемного звука.

Pro Logic использует матрицу и дополнительные функции для декодирования стереосигнала Pro Logic II в:

  • Передний левый и правый каналы
  • Центральный канал (необязательно)
  • Выводы двух монофонических динамиков объемного звучания с небольшой временной задержкой (они получены из стереоканалов и изменены так, чтобы имитировать эффект объемного звучания)

Существовали и другие форматы и уловки для создания эффекта объемного звучания из стандартных записей, не относящихся к Pro Logic, но они почти всегда в лучшем случае посредственные. В некоторых видеоиграх используется 2-канальная звуковая дорожка для обеспечения вывода Pro Logic II в качестве опции.

Ознакомьтесь с другими замечательными статьями

Читайте также: