Как установить 3ds max

Обновлено: 21.11.2024

Описывает, как установить и удалить подключаемый модуль Datasmith Exporter для 3ds Max.

Прежде чем вы сможете начать работу с содержимым 3ds Max в Unreal Engine, вам необходимо установить подключаемый модуль Unreal Datasmith Exporter для 3ds Max.

Чтобы узнать, какие версии 3ds Max в настоящее время поддерживает подключаемый модуль экспортера, см. раздел Поддерживаемое программное обеспечение и типы файлов Datasmith .

Мы рекомендуем вам поделиться ссылкой для скачивания подключаемых модулей Datasmith Exporter с любым количеством людей как в вашей организации, так и за ее пределами. Обратите внимание, однако, что вам не разрешается распространять сами подключаемые модули Datasmith Exporter.

Установка Datasmith Exporter для 3ds Max

Следуйте приведенным ниже инструкциям, чтобы установить подключаемый модуль Datasmith Exporter для любой поддерживаемой версии 3ds Max, установленной на вашем компьютере.

Закройте все экземпляры Autodesk 3ds Max, работающие на вашем компьютере. Если какие-либо экземпляры все еще работают, установка завершится ошибкой.

Если вы уже установили более старую версию подключаемого модуля Datasmith Exporter, мы рекомендуем сначала удалить ее. Дополнительные сведения см. в разделе Удаление Datasmith Exporter для 3ds Max ниже.

Загрузите установщик подключаемого модуля Exporter со страницы загрузки подключаемых модулей экспорта Datasmith.

После завершения загрузки запустите программу установки.

Следуйте инструкциям на экране, чтобы продолжить, и примите лицензионное соглашение.

Установщик автоматически определяет версии Autodesk 3ds Max, установленные в вашей системе. Установите флажок для каждой версии, которую вы хотите экспортировать через Datasmith, и нажмите «Установить».

Конечный результат

Теперь, когда у вас установлен подключаемый модуль Datasmith Exporter, вы можете перейти к экспорту сцены из 3ds Max в виде файла .udatasmith. См. раздел Экспорт содержимого Datasmith из 3ds Max.

Epic выпускает новую версию подключаемого модуля Unreal Datasmith Exporter для 3ds Max с каждым новым выпуском Unreal Engine. Если вы переключаетесь на другую версию Unreal Engine, убедитесь, что вы загрузили и установили соответствующую версию подключаемого модуля.

Удаление Datasmith Exporter для 3ds Max

Используйте стандартные утилиты панели управления Windows, чтобы найти и удалить приложение Unreal Datasmith Exporter for 3ds Max из вашей системы.

Например, в Windows 10 вы можете использовать панель управления приложениями и функциями. Нажмите на запись вашего подключаемого модуля экспортера Datasmith в списке, затем нажмите «Удалить»:

Нажмите, чтобы открыть полное изображение.

Или используйте панель управления удалением или изменением программы. Щелкните правой кнопкой мыши запись вашего подключаемого модуля экспортера Datasmith и выберите «Удалить» в контекстном меню:

Для использования подключаемых модулей SDK для инструментов 3ds Max требуется приложение 3ds Max, а также настройка этих подключаемых модулей. В этом руководстве по установке пошагово описывается каждая инструкция и рассказывается об основных задачах, таких как импорт и экспорт. Если возникает проблема, есть раздел «Устранение неполадок» для решения распространенных проблем.

Установите 3ds Max

Убедитесь, что 3ds Max установлен. Если нет, посетите Autodesk, чтобы приобрести действующую копию программного обеспечения 3ds Max. Для справки: SDK содержит инструменты моделирования, совместимые со следующими версиями 3ds Max:

  • 3ds Max 2022
  • 3ds Max 2021
  • 3ds Max 2020
  • 3ds Max 2019
  • 3ds Max 2018
  • 3ds Max 2017
  • 3ds Max 2016
  • 3ds Max 2015
  • 3ds Max 2014
  • 3ds Max 2012 (64-разрядная версия)
  • 3ds Max 2012 (32-разрядная версия)

Добавление подключаемых модулей SDK в 3ds Max

Инструменты 3ds Max — это подключаемые модули, пути которых должны быть найдены 3ds Max перед их загрузкой. Следуйте приведенному ниже руководству для конкретной установленной версии 3ds Max, чтобы узнать, как перейти к меню, в котором добавляются пути к подключаемым модулям, и какой путь добавить в зависимости от установленной версии.

Перейдите в меню, чтобы добавить пути к подключаемым модулям

После запуска приложения 3ds Max:

  • В главном меню выберите пункт меню "Настроить".
  • Выберите «Настроить системные пути». пункт меню

Добавить путь подключаемого модуля SDK к путям подключаемых модулей

Открыв окно конфигурации из предыдущего шага, перейдите на вкладку, где можно настроить сторонние подключаемые модули, и нажмите кнопку "Добавить". Перейдите к папке SDK, соответствующей установленной версии 3ds Max:

< td>Lockheed Martin\Prepar3D v5 SDK *\Modeling\3ds Max\3DSM2022_x64\Plugins < td>3ds Max 2018 < td>Lockheed Martin\Prepar3D v5 SDK *\Modeling\3ds Max\3DSM2017_x64\Plugins
Версия 3ds Max Путь
3ds Max 2022
3ds Max 2021 Lockheed Martin\Prepar3D v5 SDK *\ Моделирование\3ds Max\3DSM2021_x64\Плагины
3ds Max 2020 Lockheed Martin\Prepar3D v5 SDK *\Моделирование\3ds Max\3DSM2020_x64\Плагины
3ds Max 2019 Lockheed Martin\Prepar3D v5 SDK *\Modeling\3ds Max\3DSM2019_x64\Plugins
Lockheed Martin\Prepar3D v5 SDK *\Modeling\3ds Max\3DSM2018_x64\Plugins
3ds Max 2017
3ds Max 2016 Lockheed Martin\Prepar3D v5 SDK *\ Моделирование\3ds Max\3DSM2016_x64\Плагины
3ds Max 2015 Lockheed Martin\Prepar3D v5 SDK *\Моделирование\3ds Max\3DSM2015_x64\Плагины <тр> <тд >3ds Max 2014 Lockheed Martin\Prepar3D v5 SDK *\Modeling\3ds Max\3DSM2014_x64\Plugins
3ds Max 2012 (64-разрядная версия)< /td> Lockheed Martin\Prepar3D v5 SDK *\Modeling\3ds Max\3DSM2012_x64\Plugins
3ds Max 2012 (32-разрядная версия) Lockheed Martin\Prepar3D v5 SDK *\Modeling\3ds Max\3DSM2012\Plugins

После того, как путь будет найден, выберите «Использовать путь», чтобы добавить путь, а затем «ОК», чтобы сохранить изменения. Новый путь к подключаемому модулю, используемый для обнаружения инструментов SDK 3ds Max, сохранится.

Перезапустите 3ds Max

Несмотря на то, что инструменты были установлены, перед использованием инструментов необходимо перезапустить приложение 3ds Max.

Проверка успешной установки

При перезапуске приложения 3ds Max должен появиться новый пункт главного меню с именем Инструменты Prepar3D с раскрывающимися параметрами для инструментов, в том числе: Инструмент «Присоединить точку», Инструмент «Экспорт и LOD», «Диспетчер анимации» и «Облачный инструмент». Вы также увидите пункт меню Prepar3D Documentation, который подключается к документации Prepar3D по моделированию и текстурам SDK. Теперь вы готовы использовать 3ds Max для создания моделей Prepar3D.

Экспорт модели из 3ds Max

При экспорте модели 3ds Max для использования в Prepar3D выполните следующие действия:

  1. Текстуры для модели следует преобразовать в мип-карты с помощью Imagetool (находится в корневой папке SDK), а затем преобразовать в файлы DDS, также с помощью Imagetool. Чтобы появиться в симуляции, файлы DDS должны быть помещены в папку Add-on Scenery\Texture.
  2. Если к модели необходимо применить скелетную анимацию, убедитесь, что применен материал Prepar3D (щелкните поле Prepar3D в диалоговом окне редактора материалов) и что флажок Skinned Mesh установлен в раздел расширенных параметров диалогового окна редактора материалов.
  3. Чтобы использовать анимацию со скинами, выберите кости объекта, а затем вызовите диспетчер анимации. Задайте начальный и конечный кадры, выберите имя анимации и нажмите «Создать».
  4. Чтобы анимировать часть геометрии без использования анимации со скинами, выберите геометрию, затем откройте Диспетчер анимации и задайте Начальные кадры, Конечные кадры и имя. Если анимаций несколько, выберите для каждой разные имена (например, Ambient, Ambient2 и т. д.). Нажмите «Создать», чтобы создать анимацию.
  5. Просмотрите свойства файла модели и выберите вкладку "Пользовательский". Введите подходящее имя и значение для модели, затем нажмите «Добавить». Создайте еще одно пользовательское свойство, назовите его Guid и введите GUID в поле Значение. Ссылку на средство создания GUID см. в статье Обзор SDK. Если вы копируете и вставляете GUID, обязательно удалите фигурные скобки с обоих концов. Нажмите «ОК». Кроме того, вы можете использовать LOD and Name Tool, чтобы ввести понятное имя и GUID.
  6. Чтобы экспортировать модель, убедитесь, что выбран формат Prepar3D DirectX File (*.X). Никакой другой формат модели не будет работать. Если отображается опция Flightsim Model (*.MDL), не используйте ее. В этом выпуске это не реализовано.
  7. Нажмите «Сохранить». Если в модель включены скелетные анимации или анимации, убедитесь, что параметры «Экспортировать обложку» и «Экспортировать анимацию» отмечены в диалоговом окне «Параметры экспорта модели Prepar3D v5».
  8. Если все сделано правильно, этот процесс создаст файл .x и, при необходимости, файл .xanim. Если есть какие-либо ошибки, исправьте их, прежде чем продолжить.

Импорт модели в Prepar3D

Чтобы правильно импортировать модель, созданную в 3ds Max, и экспортировать ее, выполните следующие действия:

  1. Преобразуйте файлы .x и .xanim в правильный формат модели (.mdl) с помощью инструмента XtoMdl. Убедитесь, что переключатель /XANIM установлен, если есть файл .xanim, и переключатель /XMLSAMPLE также должен быть установлен.
  2. Следуйте инструкциям инструмента XtoMdl, чтобы соответствующим образом отредактировать образец XML места размещения. В этом примере модель будет размещена рядом с главной взлетно-посадочной полосой аэропорта Sea-Tac.
  3. Если вы не использовали командную строку /XMLSAMPLE, вам нужно будет заглянуть в файл .x вашей модели (выполните поиск по запросу "GuidToName", а не по шаблону) и скопировать GUID в XML-файл вашего места размещения для " Имя объекта библиотеки". Также обратите внимание, что если вы планируете размещать его более одного раза, вам потребуется использовать разные GUID "instanceID" для каждого места размещения.
  4. Скопируйте выходной файл .mdl из инструмента XtoMdl и отредактированный файл размещения .xml в папку World\Scenery, где находится компилятор BGL.
  5. Перетащите XML-файл размещения на значок BGLComp. В результате должен появиться файл BGL. Если это не так, откройте командное окно и запустите оттуда компилятор BGL, так как тогда ошибки будут читаемы. Дополнительные сведения см. в документации по компиляции BGL.
  6. Скопируйте файл bgl в дополнительный пакет. Дополнительную информацию см. в документации по дополнительным пакетам.
  7. Запустите Prepar3D. Если место размещения совпадает с образцом, измените аэропорт на Sea-Tac International.
  8. Новый объект должен быть виден с самолета пользователя в начале взлетно-посадочной полосы.
  9. Если это объект пейзажа, убедитесь, что его местоположение указано правильно в файле размещения. Если объектом является самолет, все остальные необходимые шаги см. в файлах конфигурации самолета.

Устранение неполадок

Скрипты не работают

На сценарии в каталоге Common ссылаются все версии подключаемых модулей 3dsMax. Этот каталог нельзя перемещать или удалять.

Плагин не загружается

Если подключаемые модули были установлены, удалены и переустановлены, они могут не загрузиться. Одним из способов решения этой проблемы является создание нового файла .ini для вашей версии 3ds Max и добавление ярлыка на рабочий стол, который выбирает новый файл .ini при запуске.

На этой странице представлен обзор настройки и установки Chaos Phoenix.

Обзор

На этой странице рассматривается установка Phoenix с помощью установщика Phoenix. Дополнительные сведения о настройке и устранении неполадок см. на следующих страницах:

    - Включает в себя подробную информацию о том, как зарегистрироваться и использовать пробную версию программного обеспечения. - Предоставляет решения общих проблем установки. - Инструкции по автоматической установке или удалению Phoenix через командную строку. - Инструкции по удалению Phoenix вручную с помощью прилагаемой программы удаления Phoenix. - Инструкция по настройке и управлению системой плавающего лицензирования Phoenix.

Если у вас возникнут какие-либо проблемы, посетите страницу устранения неполадок при установке.

Чтобы запустить Phoenix для 3ds Max, вам необходим доступ к серверу лицензий (установленному на вашем компьютере или подключенному к нему по сети).

Системные требования

Перед установкой Phoenix убедитесь, что ваша система соответствует этим требованиям:

Phoenix для 3ds Max поставляется в 2-х типах сборки - совместимых с V-Ray Next и V-Ray 5. Если у вас нет V-Ray, или вы используете Corona, то вообще не важно какой именно вы устанавливаете - Phoenix по-прежнему сможет моделировать, загружать, сохранять и предварительно просматривать кэши, а также выполнять рендеринг с помощью Scanline Renderer. Если у вас есть V-Ray Next или V-Ray 5, позаботьтесь об установке соответствующей сборки Phoenix.

Процессор 64-разрядный процессор Intel ® или совместимый с поддержкой SSE 4.2
ОЗУ8 ГБ ОЗУ и минимум 8 ГБ подкачки — рекомендуется 32 ГБ или больше ОЗУ, 32 ГБ или больше файла подкачки
Операционная системаWindows ® 7 SP1, Windows ® 8.1 Professional или Windows ® 10 Professional операционная система
3ds Max3ds Max® 2018 / 3ds Max Design® 2018 или более поздняя версия, только 64-разрядные версии
USB-портТребуется для лицензирования ключа, USB 2.0 или новее
TCP/IPПоддерживается только IPv4. IPv6 в настоящее время не поддерживается
Сервер лицензий Chaos 4.5.1 или выше
V-Ray (необязательно) Все Поддерживаются версии V-Ray 5 и V-Ray Next
Corona (необязательно)Corona 6 или новее

Советы по аппаратному обеспечению для более быстрого моделирования

Вот несколько советов, которые помогут вашим симам-фениксам считать как можно быстрее.

ОборудованиеРекомендации
Скорость шиныPhoenix передает огромные объемы данных между памятью и процессором. Вся сетка симуляции обрабатывается от десятков до сотен раз за шаг симуляции, поэтому скорость шины является узким местом в большинстве симуляций.
Частота процессора Скорость процессора важнее количества ядер. Кроме того, NUMA и многопроцессорные архитектуры плохо работают с Phoenix. Моделирование на одном узле NUMA часто быстрее, чем ожидание синхронизации нескольких узлов.
Fast StorageОба большие и малые симуляции занимают значительное время только для записи файлов кеша из симуляции и чтения их для предварительного просмотра, поэтому хорошая скорость хранения может помочь сократить время симуляции до 30%. Отключение предварительного просмотра для всех каналов сетки и частиц во время больших симуляций также может помочь ускорить симуляцию.
GPUВ настоящее время графические процессоры используются только для предварительного просмотра моделирования огня/дыма на графическом процессоре.

Советы по программному обеспечению для более быстрого моделирования

На некоторых компьютерах антивирусное программное обеспечение может рассматривать файлы Phoenix .aur, .f3d и .vdb как потенциально опасные и потреблять значительную вычислительную мощность для их сканирования. . Поскольку размер файлов кэша часто превышает сотни мегабайт, это может привести к замедлению моделирования в несколько раз.

Подумайте о том, чтобы добавить в антивирусное программное обеспечение исключение для этих форматов файлов.

Вы также можете добавить расширение файла журнала Phoenix (.log) или каталог файла журнала (доступный через настройки Phoenix) в исключения антивирусного программного обеспечения.

Также может быть полезно добавить исключение для процесса 3ds Max (3dsmax.exe).

Вот краткое пошаговое руководство от Microsoft по добавлению исключения для Защитника Windows.

Установка Феникса

Установщик Phoenix автоматически удалит все предыдущие установки. Это позволит вам беспрепятственно обновлять старые версии Phoenix. Если у вас возникли проблемы, вы можете вручную удалить предыдущие версии, чтобы выполнить чистую установку. Дополнительную информацию см. на странице Удаление Phoenix.

Перед запуском установки убедитесь, что у вашей учетной записи Windows есть права администратора, а ключ не подключен.

Настройка установки

Запустите программу установки.

<р>1. В начале установки Windows может запросить у вас разрешение на запуск программы установки с правами администратора. Пожалуйста, подтвердите.

<р>2. Вам будут представлены лицензионные соглашения Phoenix. Пожалуйста, найдите время, чтобы просмотреть соглашения. Нажмите кнопку Я принимаю соглашение, чтобы продолжить.

<р>3. Если вы нажмете кнопку «Дополнительно» на следующем шаге, вы увидите полный список настраиваемых параметров:

Каталоги. Проверьте правильность папок по умолчанию. Общие параметры установки 3ds Max 2021 с путями по умолчанию должны выглядеть так, как показано на снимке экрана ниже.

Подробнее о настройке каталогов. Откроется новое окно/вкладка браузера на странице установки и установки Phoenix for 3ds Max.

<р>4. Лицензирование — указывает, будет ли сервер лицензий Chaos работать локально или на другом компьютере.

Нужна помощь в настройке лицензирования? – Откроется новое окно/вкладка браузера на странице документации Phoenix для 3ds Max.

Если вы выберете вариант «Удаленный», вам нужно будет указать IP-адрес вашего сервера лицензий Chaos в поле с надписью «Основной сервер лицензий» . Оставьте порт 30304 без изменений.

<р>5. Ассоциации файлов — выбранные типы файлов будут связаны и открыты по умолчанию с помощью Phoenix Standalone Previewer.

<р>6. Когда все будет готово, нажмите кнопку «Установить».

Завершение установки

<р>1. После того, как вы нажмете кнопку «Установить», программа установки удалит все предыдущие версии и установит Phoenix на ваш компьютер.

<р>2. Если установка прошла успешно, вы увидите экран, показанный на снимке экрана ниже.

Открыть онлайн-журнал изменений — текстовый файл с изменениями, разбитыми по выпускам (также доступен в журналах изменений версий).

<р>3. Нажмите кнопку "Готово".

Чтобы убедиться, что ваш сервер лицензий запущен и у вас есть необходимые лицензии, перейдите на страницу "Настройка лицензии Phoenix".

-поддерживается строка состояния/индикатор выполнения.

- добавлена ​​сглаженная молекулярная поверхность.

- экструзия сплайна, рассеяние не поддерживается.

- CellPACK плохо работает при сборке тысяч экземпляров, например. вам потребуется 1 час, чтобы загрузить полный зрелый вирион ВИЧ.

Запустите .msi и следуйте инструкциям на экране

Нажмите «Да», чтобы разрешить установку, и при необходимости нажмите «Дополнительная информация», если Windows отобразит экран с предупреждением.

При появлении запроса мы рекомендуем принять путь по умолчанию для папки TSRI-autoPACK

Извлеките содержимое zip-архива (скрипты, значки пользователей, папки usermacros) в папку пользователя 3dsMax 2015:

C:\Users\\AppData\Local\Autodesk\3dsMax\2015 - 64 бита\ENU\

Шаг 2. Настройте 3ds Max 2015 для доступа к подключаемым модулям

Перезапустите 3d Studio Max

Настройте пользовательский интерфейс 3ds Max, чтобы обеспечить легкий доступ к ePMV и autoPACK

В меню выберите «Настроить» > «Настроить пользовательский интерфейс» . . .

Выберите соответствующую вкладку (панель инструментов для создания кнопок или вкладка меню для доступа к меню)

Перейдите к категории и выберите UPY

autoPACK: УСТАНОВКА для Autodesk 3ds Max 2014, 64-разрядная версия

Текущая версия установщика — 1.1.5

Требуется 3ds Max 2014 Extension (также называется 3ds Max Subscription Advantage Pack)

Обзор

Эта установка включает uPy , ePMV и autoPACK

Эта ранняя установка Autodesk 3D Studio Max 2014 является альфа-версией. Используйте ее на свой страх и риск и часто сохраняйте.

uPy (повсеместно распространенный Python API) позволяет ePMV и autoPACK работать в Autodesk 3ds Max, Maya, SoftImage, Cinema 4D. , Blender и DejaVu, написав только один плагин вместо >5.

ePMV (встроенная программа Python Molecular Viewer) предоставляет все возможности программного обеспечения для молекулярной графики и молекулярной механики непосредственно в графическом интерфейсе пользователя 3ds Max.

autoPACK размещает 3D-геометрии внутри объемов, на них и вокруг них с минимальным или нулевым перекрытием. autoPACK сочетает в себе несколько подходов к упаковке и алгоритмов процедурного роста. Таким образом, autoPACK может размещать объекты с силами и ограничениями, чтобы обеспечить высокую степень контроля, начиная от полностью случайного распределения и заканчивая строго упорядоченными структурами.

cellPACK — это специализация autoPACK, которая создает вероятностные 3D-модели больших участков клеток, которые могут содержать от десятков до триллионов+ молекул. Он может размещать эти молекулы для повторения наблюдаемых данных там, где они доступны, и может дополнительно оптимизировать молекулярные взаимодействия на локальном уровне, поскольку каждая молекула помещается в мезомасштабную модель.

Если у вас есть опыт работы с 3D-программой в операционной системе Windows, особенно с 3ds Max, вся эта установка займет не более 6 минут.

Если вы столкнулись с трудностями, посетите форум, чтобы найти ответы или задать вопросы.

Мы просим вас заполнить дополнительный опрос, чтобы помочь нам улучшить процедуру установки.

История

Прототип интерфейса Python для 3d Studio Max стал расширением 3d Studio Max .

Прототип под названием Sci-Viz был доступен в течение одного года и перестал работать в 3ds Max 2013 и 2014 1 ноября 2013 г.

Те же функции теперь доступны в пакете преимуществ подписки на 3ds Max (также называемом расширением 3ds Max 2014)

который теперь включает Python API и Python 2.7.3

Ожидается, что эта новая версия будет постепенно предлагать такие функции, как интерфейс сценариев ePMV и другие функции (полная функциональность), которые ранее не были доступны в версии 3D Studio Max пакета uPy Suite, а также многие улучшения, характерные для Max.

Спасибо за ваше терпение и поддержку этих бесплатных проектов с открытым исходным кодом!

Для запуска autoPACK и ePMV в 3D Studio Max требуется 3 основных этапа установки, подробно описанных ниже:

Вы должны установить расширение 3ds Max 2014 для 3D Studio Max с веб-сайта Autodesk.

Расширение 3ds Max 2014 предоставляет Python 2.7.3, Python API и механизм Python, позволяющие получить доступ к 3D Studio Max через язык программирования Python.

Вы установите набор плагинов, разработанный нами, под названием uPy Plugin Suite 1.1.x .

Этот пакет включает программное обеспечение uPy (для создания графического интерфейса пользователя и геометрии), программное обеспечение ePMV и программное обеспечение autoPACK/cellPACK.

Вы настроите 3ds Max для доступа к вашим плагинам

Шаг 1. Установите 64-разрядную версию 3ds Max 2014 с расширением 3ds Max

Убедитесь, что у вас установлена ​​64-разрядная версия Autodesk 3ds Max 2014

Это расширение обеспечивает доступ к компьютерному языку Python, который необходим для запуска наших программ uPy autoPACK, cellPACK и ePMV.

Шаг 2. Установите набор подключаемых модулей uPy 1.1.x, который включает ePMV и autoPACK для 3ds Max 2014 с расширением

Загрузите установщик набора подключаемых модулей uPy из

Запустите .msi и следуйте инструкциям на экране

Нажмите «Да», чтобы разрешить установку, и при необходимости нажмите «Дополнительная информация», если Windows отобразит экран с предупреждением.

При появлении запроса мы рекомендуем принять путь по умолчанию для папки TSRI-autoPACK

Это расширение обеспечивает доступ к компьютерному языку Python, который необходим для запуска наших программ uPy autoPACK, cellPACK и ePMV.

Шаг 3. Настройте 3ds Max 2014 для доступа к вашим подключаемым модулям

Перезапустите 3d Studio Max

Настройте пользовательский интерфейс 3ds Max, чтобы обеспечить легкий доступ к ePMV и autoPACK

В меню выберите «Настроить» > «Настроить пользовательский интерфейс» . . .

Выберите соответствующую вкладку (панель инструментов для создания кнопок или вкладка меню для доступа к меню)

Читайте также: