К какому этапу модернизации относится процесс ликвидации компьютерной безграмотности

Обновлено: 21.11.2024

К концу Второй мировой войны многие страны Африки, Азии и Латинской Америки не смогли развиваться и остались бедными, несмотря на влияние капитализма. Лидеры западных развитых стран, особенно Соединенных Штатов, были обеспокоены тем, что коммунизм может распространиться на многие из этих стран, потенциально нанося ущерб интересам американского бизнеса за рубежом и уменьшая мощь США.

В этом контексте в конце 1940-х годов была разработана теория модернизации, целью которой было найти специфически некоммунистическое решение проблемы бедности в развивающихся странах. Ее целью было распространение специфически индустриализированной, капиталистической модели развития посредством поощрения западных, демократических ценностей.

Есть два основных аспекта теории модернизации: (1) ее объяснение того, почему бедные страны слаборазвиты, и (2) предлагаемое ею решение проблемы отсталости.

Теория модернизации объясняла отсталость стран Азии, Африки и Латинской Америки в первую очередь с точки зрения культурных «барьеров» на пути развития, в основном утверждая, что развивающиеся страны были слаборазвиты, потому что их сдерживали их традиционные ценности; другие теоретики модернизации больше сосредоточились на экономических барьерах на пути развития.

Чтобы развиваться, менее развитые страны в основном должны были пойти по тому же пути развития, что и Запад. Им нужно было принять западные культурные ценности и провести индустриализацию, чтобы способствовать экономическому росту. Для этого им потребуется помощь западных правительств и компаний в виде помощи и инвестиций.

Теория модернизации отдавала предпочтение капиталистически-индустриальной модели развития — они считали, что капитализм (свободный рынок) способствует эффективному производству посредством индустриализации, процесса перехода к фабричному производству.

Промышленное – относится к производству на фабриках, а не дома или в небольших мастерских. Это крупносерийное производство. (Вспомните автомобильные заводы и конвейерные ленты).

Капитализм — система, в которой частные деньги вкладываются в промышленность с целью получения прибыли, а товары производятся для продажи на рынке, а не для личного потребления.

Существуют системы производства, альтернативные капитализму. В системе натурального хозяйства местные сообщества производят то, что им нужно, а количество товаров, производимых для продажи, сводится к минимуму. и коммунизм, где центральная власть решает, что следует производить, а не потребительский спрос и стремление к прибыли. (Потребность движет производством при коммунизме, индивидуальные потребности или желания («спрос») при капитализме)

Теория модернизации: что мешает развитию?

Согласно теоретикам модернизации, препятствия на пути развития являются внутренними для более бедных стран. Другими словами, неразвитые страны неразвиты, потому что у них неправильные культурные и социальные системы, а также неправильные ценности и обычаи, которые мешают развитию.

Талкотт Парсонс (1964) особенно критически относился к традиционным ценностям слаборазвитых стран — он считал, что они слишком привязаны к традиционным обычаям, ритуалам, практикам и институтам, которые, как утверждал Парсонс, были «врагами прогресса». Он особенно критически относился к расширенным родственным и племенным системам, существующим во многих традиционных обществах, которые, по его мнению, препятствовали географической и социальной мобильности, необходимой для развития страны (как указано в его теории функционального соответствия).

Парсонс утверждал, что традиционные ценности в Африке, Азии и Латинской Америке служили барьерами для развития, в том числе –

  • Партикуляризм — когда люди распределяются по ролям на основе их аффективных или семейных отношений с теми, кто уже находится у власти. Например, когда политик или глава компании дает работу своему брату или кому-то из своей деревни или этнической группы просто потому, что они близки с ними, а не нанимает кого-то на основе их индивидуальных талантов.
  • Коллективизм. Здесь ожидается, что человек будет ставить группу (семью или деревню) выше личных интересов. Это может означать, что дети должны бросить школу в более раннем возрасте, чтобы заботиться о пожилых родителях или бабушек и дедушек, а не оставаться в школе и продолжать свое образование.
  • Патриархат. Патриархальные структуры гораздо сильнее укоренились в менее развитых странах, поэтому женщины гораздо реже занимают политические или экономические позиции и остаются на традиционных ролях домохозяек. Это означает, что половина населения не может участвовать в политическом и экономическом развитии страны.
  • Приписанный статус и фатализм. Приписанный статус — это когда ваше положение в обществе приписывается (или определяется) при рождении в зависимости от вашей касты, этнической группы или пола. Примеры включают кастовую систему в Индии, многие рабовладельческие системы, и это также аспект крайних патриархальных обществ. Это может привести к фатализму — ощущению, что вы ничего не можете сделать, чтобы изменить ситуацию.

Напротив, Парсонс считал, что западные культурные ценности, способствующие конкуренции и экономическому росту: такие ценности включают следующее:

  • Индивидуализм – противоположность коллективизму. Здесь люди ставят себя на первое место, а не семью или деревню/клан. Это позволяет людям покидать семьи/деревни и использовать свои таланты, чтобы стать лучше (получить образование/создать бизнес).
  • Универсализм. Это предполагает применение одних и тех же стандартов ко всем и оценку каждого в соответствии с одними и теми же стандартами. Это противоположно партикуляризму, когда людей судят по-разному в зависимости от их отношения к человеку, который выносит суждения.
  • Достигнутый статус и меритократия. Достигнутый статус – это когда вы добиваетесь успеха благодаря своим личным усилиям. Это тесно связано с идеалом меритократии. Если мы живем в действительно меритократическом обществе, то это означает, что самые талантливые и трудолюбивые должны подняться на высшие должности, и это должны быть лучшие люди, чтобы «управлять страной» и способствовать экономическому и социальному развитию.

Парсонс считал, что людям в неразвитых странах необходимо развивать «предпринимательский дух», чтобы добиться экономического роста, а это может произойти только в том случае, если менее развитые страны станут более восприимчивыми к западным ценностям, которые способствуют экономическому росту.

Пятиэтапная модель развития Ростоу

Теоретики модернизации считали, что традиционные общества нуждаются в помощи Запада для своего развития. Были многочисленные дебаты о наиболее эффективных способах помощи странам в развитии, но все пришли к общему мнению, что помощь — это хорошо, и если развивающимся странам будут вливаться деньги и западный опыт, это поможет разрушить «отсталые» культурные барьеры и дать толчок их экономике.

Самая известная версия теории модернизации — это пять стадий экономического роста Уолта Ростоу. Ростоу (1971) предположил, что после первоначальных инвестиций страны затем отправятся в эволюционный процесс, в котором они пройдут 5 ступеней лестницы развития. Этот процесс должен занять 60 лет. Идея в том, что с помощью Запада развивающиеся страны могли бы развиваться намного быстрее, чем мы.

Этап 1. Традиционные общества, в экономике которых преобладает натуральное хозяйство. У таких обществ мало средств для инвестирования и ограниченный доступ к современной промышленности и технологиям. Ростоу утверждал, что на данном этапе существуют культурные барьеры для развития (см. лист 6)

Этап 2. Предпосылки для взлета. Этап, на котором западные пакеты помощи привносят в общество западные ценности, практики и опыт. Это может принимать форму:

  • Наука и технологии – для улучшения сельского хозяйства
  • Инфраструктура: улучшение дорог и коммуникаций в городах.
  • Промышленность – западные компании создают заводы

Они создают условия для инвестиций, привлекая в страну больше компаний.

Этап 3 – этап взлета – общество переживает экономический рост по мере того, как новые современные методы становятся нормой. Прибыль реинвестируется в инфраструктуру и т. д., и появляется новый класс предпринимателей, который урбанизируется и готов инвестировать дальше и идти на риск. Теперь страна выходит за рамки натурального хозяйства и начинает экспортировать товары в другие страны

Это создает больше богатства, которое затем перетекает к населению в целом, которое затем может стать потребителями новых продуктов, производимых новыми отраслями в стране и за рубежом.

Этап 4. Стремление к зрелости.

Больше экономического роста и инвестиций в образование, СМИ и контроль над рождаемостью. Население начинает осознавать открывающиеся новые возможности и стремится максимально использовать свою жизнь.

Этап 5 – эпоха массового потребления. Именно здесь экономический рост и производство находятся на западном уровне.

Вариации пятиэтапной модели Ростоу

Разные теоретики подчеркивают важность различных видов помощи или вмешательств, которые могут сдвинуть страны с их традиционных путей и добиться перемен.

  • Хозелиц: образование важнее всего, так как оно должно ускорить внедрение западных ценностей, таких как универсализм, индивидуализм, конкуренция и достижения, измеряемые экзаменами. Это рассматривалось как способ разорвать связь между семьей и детьми.
  • Инкелес – СМИ – важно для распространения нетрадиционных идей, таких как планирование семьи и демократия.
  • Хозелиц – урбанизация. Теория здесь заключается в том, что, если население проживает более тесно вместе, новые идеи распространяются с большей вероятностью, чем среди рассеянного сельского населения

Сильные стороны теории модернизации/примеры ее (вроде) работы

ONE — Индонезия – в 1960-х годах частично следовали теории модернизации, поощряя западные компании к инвестициям и принимая кредиты от Всемирного банка. Но их президент Сухарто (Диктатор) также поддерживал жестокий режим, который в отчете ЦРУ назван «одним из самых страшных массовых убийств 20-го века», сравнимым с режимом Гитлера, Сталина и Мао. . Однако Всемирный банк оценил экономическую трансформацию Сухарто как «динамичный экономический успех» и назвал Индонезию «образцовым учеником мировой экономики», а Билл Клинтон назвал Сухарто «своим парнем».

Еще два примера того, как западный опыт помог решить определенные проблемы в ряде развивающихся стран, — это зеленая революция и искоренение оспы, но ни один из них не привел к «высокому веку массового потребления», как отмечает Ростоу. предсказано

ДВА. Зеленая революция. В 1960-х годах западная биотехнология помогла утроить урожайность продовольствия в Мексике и Индии.

В-третьих, сторонники теории зависимости утверждают, что развитие вовсе не направлено на помощь развивающемуся миру. На самом деле речь идет об изменении общества настолько, чтобы его было легче эксплуатировать, обогатив западные компании и страны, открыв им доступ к эксплуатации дешевых природных ресурсов и дешевой рабочей силы.

В-четвертых, неолиберализм критически относится к той степени, в которой теория модернизации подчеркивает важность иностранной помощи, но коррупция (клептократия) часто мешает доставке помощи туда, куда она должна идти. Большая часть помощи перекачивается коррумпированными элитами и государственными чиновниками вместо того, чтобы доходить до проектов, для которых она предназначалась. Это означает, что помощь создает большее неравенство и позволяет элитам сохранять власть

В-пятых, сторонники теории постразвития утверждают, что эта модель ошибочна, поскольку предполагает, что странам нужна помощь внешних сил. Центральная роль отводится экспертам и деньгам, поступающим извне, сбрасываемым с парашютом, и это снижает роль местных знаний и инициатив. Такой подход можно рассматривать как унизительный и бесчеловечный по отношению к местному населению. Галеано (1992) утверждает, что умы колонизируются идеей, что они зависят от внешних сил. Они обучают вас быть парализованным, а затем продают вам костыли. Существуют альтернативные модели развития, которые повысили уровень жизни: например, коммунистическая Куба и теократии Ближнего Востока

В-шестых, индустриализация может принести многим людям больше вреда, чем пользы. Она может нанести социальный ущерб. Некоторые проекты развития, такие как строительство плотин, привели к насильственному выселению местного населения с их родных земель с незначительной компенсацией или без выплаты компенсации.

В ролике ниже Вандана Шива представляет полезную альтернативную точку зрения на Зеленую революцию, указывая на то, что многие традиционные деревни были затоплены и разрушены в процессе:

Кроме того, «дух теории модернизации, возможно, все еще жив сегодня в форме Джеффри Сакса». Сакс (2005 г.) — один из самых влиятельных экономистов в области развития в мире, и его называют «теоретиком неомодернизации».

Сакс, как и Ростоу, рассматривает развитие как лестницу, ступени которой представляют собой продвижение к экономическому и социальному благополучию. Сакс утверждает, что в мире есть миллиард людей, которые слишком недоедают, больны или молоды, чтобы подняться по лестнице, потому что им часто не хватает определенных видов капитала, которые Запад считает само собой разумеющимися, таких как хорошее здоровье, образование, знания и навыки или какие-либо сбережения.

Сакс утверждает, что этот миллиард человек фактически оказался в ловушке цикла лишений и нуждается в целевых вливаниях помощи с Запада, чтобы развиваться. В 2000 году Сакс даже подсчитал, сколько денег потребуется, чтобы покончить с бедностью: в следующие несколько десятилетий он составил 0,7 % ВНП 30 или около того наиболее развитых стран.

Похожие публикации/источники:

Стив Бассет подготовил отличную серию аудиозаписей, посвященных теории модернизации и другим теориям развития:

Я также рекомендую эту полезную статью об Уолте Ростоу из The Guardian в качестве дополнительного чтения.

Читайте также: