Дюна, почему нет компьютеров

Обновлено: 21.11.2024

Дюна полна футуристических научно-фантастических технологий, но в ней нет настоящих компьютеров или роботов по очень веской причине, описанной в книгах.

В Дюне Дени Вильнёва используется широкий спектр футуристических технологий, но нет суперкомпьютеров или интеллектуальных роботов. Хотя они являются основой многих других классических научно-фантастических рассказов, они отсутствуют в оригинальной книге Дюны Фрэнка Герберта по весьма специфическим причинам, связанным с историей галактики. Кое-что из этой истории кратко упоминается в фильме Дюна 2021 года, но большая часть этого замалчивается, чтобы освободить место для более прямого действия фильма.

Дюна начинается в 10 191 году, но история разворачивается в будущем даже дальше, чем кажется по этому числу. 10 191 относится к количеству лет, прошедших с момента основания Космической гильдии, что само по себе происходит примерно через 10 000 лет в будущем. Это устанавливает начало основной книжной франшизы Dune примерно в 22 000 году нашей эры. Из-за огромного прыжка во времени в будущее и различных элементов научно-фантастических технологий, показанных в фильме, это имело бы смысл для мир тоже должен быть наполнен роботами, суперкомпьютерами и искусственным интеллектом, но это не так.

Причина явного отсутствия в Дюне некоторых традиционных научно-фантастических технологий восходит к тысячелетней истории вымышленной вселенной Герберта. За тысячи лет до рождения Пола Атрейдеса человечество разработало «мыслящие машины» — общий термин для всех форм компьютеров и роботов, обладающих интеллектом на уровне человека. Эта технология со временем превратилась в полноценный искусственный интеллект, но это не привело к утопическому обществу, на которое надеялись некоторые люди.

В оригинальной временной шкале Dune Герберт кратко описывает, как искусственный интеллект и все другие мыслящие машины были уничтожены в ходе серии разрушительных войн, называемых Батлерианским джихадом. Оригинальные романы Dune объясняют, что борьба началась из-за идеологического раскола между двумя фракциями человечества: одна из них стала полагаться на мыслящие машины в большинстве аспектов жизни, а другая считала, что это было изначально вредны для человечества. Последняя группа в конечном итоге победила, что привело к уничтожению всех мыслящих машин и новому вниманию к уникальному человеческому интеллекту, проявленному в таких орденах, как Ментаты и Бене Джессериты. Не думающие машины — компьютеры с очень незначительными возможностями — по-прежнему были разрешены. Это наследие искоренения зависимости от технологий, возможно, лучше всего подытожено одним из главных религиозных деятелей эпохи Dune Пола Атрейдеса: «Не делай машины по подобию человеческого разума». .”

Романы-приквелы Dune, написанные Брайаном Гербертом и Кевином Дж. Андерсоном, заметно меняют историю Батлерианского джихада, превращая его в войну между человечеством и откровенно злой искусственной конструкцией по имени Омниус. Из-за яростной верности книгам Герберта в фильме Вильнёва Дюна разумно предположить, что он использует первоначальную историю вселенной в качестве отправной точки. Как бы то ни было, эффект один и тот же – человечество развилось таким образом и построило свое общество по таким ориентирам, что идея полагаться на компьютеры не просто предосудительна, но и еретична. Следовательно, по событиям как книжной, так и киноверсии Дюны, мыслящих машин не осталось.

Все больше компаний вынуждены работать над своими подходами к электронной коммерции и предлагать клиентам то, что им нужно.

Какая наилучшая современная тенденция в области кибербезопасности? «Атаки изощреннее, чем когда-либо, так что.

Представьте, если бы ИТ-отрасль была помещена в смарт-устройство, и вам пришлось бы изменить настройки по умолчанию.

Перспективы каких новых технологий вас больше всего интересуют? "Это легко для меня.

В 1965 году эпический научно-фантастический роман Фрэнка Герберта "Дюна" ворвался на рынок под фанфары наград и освистывания публики. Оттуда первоначальная серия из шести книг и последующий фильм Дэвида Линча 1984 года неуклонно накапливали любовь, верность и похвалу за полвека.

Чтобы отметить 50-летие Dune, Folio Society выпустило новую прекрасную ограниченную копию и даже провело исследование среди 2000 британских фанатов. Несмотря на очевидную связь между информационными технологиями и научной фантастикой — 48% опрошенных назвали себя поклонниками научной фантастики и фэнтези — некоторые из этих причудливых выводов могут (а могут и не быть) неожиданными. Они показали, что 72 % читают печатные книги, только 15 % покупают книги только в Интернете… а 78 % предпочитают читать хорошую книгу, чем заниматься спортом.

Но если оставить в стороне дурацкие PR-заголовки, то, что меня действительно заинтриговало в этой книге, так это то, как она связана с современными ИТ-специалистами. Итак, я связался с парой фанатов научной фантастики, чтобы узнать их «внутреннюю реакцию» на книгу.Это был большой вопрос и, возможно, несправедливо большой — поэтому я полностью опубликовал два рассказа от первого лица ниже. Эта книга оказала огромное влияние. Как заключил Роэль Кастель в сопроводительной записке: «Читайте Дюну, это сногсшибательно».

Дюна — научная фантастика без технологий

Роэл Кастельен — специалист по стратегии GTM в регионе EMEA EMC и заместитель председателя комитета по маркетингу The Green Grid <эм>. Он участвует в проекте IDG Connect с 2011 года.

В 15 лет я был фанатом Iron Maiden. На альбоме «Piece of Mind» [YouTube] в песне «To Tame a Land» упоминаются экзотические вещи, такие как Арракис и Гом-Джабар. Я хотел узнать, что это значит. Это привело меня к «Дюне», на которой была написана песня. Я закончил книгу за три дня. «Дюна» нарисовала глубокую, богатую и сложную вселенную, с которой сравнится только «Властелин колец» или «Гарри Поттер». Итак, 50 лет спустя, как Дюна соотносится с нашим сегодняшним днем? Я бы сказал, что это полная противоположность тому, к чему мы движемся.

Наш современный мир зависит от компьютеров, сетей и данных. И наша зависимость от технологий растет в геометрической прогрессии. Глобальное воздушное движение, локальные городские светофоры, поезда и корабли управляются компьютерами. Платежные системы, банки, кредитные карты и глобальный поток денег — это в основном виртуальные биты и байты по оптоволоконным кабелям. Даже найти дорогу домой можно с помощью GPS, карты не нужны, но и навыки чтения карт тоже. Рисование зданий, дорог или любого другого продукта выполняется с помощью CAD / CAM, поэтому навыки рисования ручкой и бумагой не требуются. Зачем смотреть на небо, чтобы читать облака и солнце, когда приложения сообщают вам погоду и время? И зачем слушать людей, передающих мудрость и истории, когда все это доступно на Netflix? И что проще: поговорить с кем-нибудь или отправить электронное письмо?

Во вселенной Дюны все технологии и компьютеры были уничтожены во время Батлерианского джихада, священной войны против мыслящих машин. Отсюда важность ума и мышления без использования компьютеров. Ментаты, люди-компьютеры, были выведены и заменили то, что сейчас называется аналитикой больших данных. Не нужна дорогая и сложная техника, подойдет ментат. Или Преподобные Матери Бене Джессерит, которые имеют доступ к воспоминаниям прошлых поколений, поэтому вся мудрость находится в уме, а не в базах данных или Интернете. Религия, ритуалы и психология играют жизненно важную роль в управлении и контроле потока информации в империи. Даже космические путешествия, хотя и поддерживаемые технологически продвинутыми космическими кораблями, осуществляются Космической гильдией, которая использует смесь специй, чтобы улучшить свои умственные способности «сворачивать» пространство. На Дюне всемогущ не механизм, а разум.

И это одно из достижений Dune, предложивший мир без компьютеров, без Интернета вещей и поставивший технологии на второе место по сравнению с расширенным состоянием разума. Герберт заменил потребность в технологиях продвинутыми умственными способностями, ЛСД-подобными расширителями разума (меланж из специй) и сложными ритуалами и религией для управления и обучения будущих поколений. И вселенная Дюны не отсталая, она просто перескакивает (компьютерные) технологии в более продвинутое и сложное состояние.

На сегодняшний день наша постоянно растущая зависимость от компьютеров и технологий может вызывать сомнения? И если мы хотим решить проблемы нашего времени, такие как зависимость от ископаемого топлива, рост населения и истощение природных ресурсов, нам нужны более продвинутые навыки мышления, сложные ритуалы и древняя мудрость, а не просто больше технологий?

Я считаю, что нам нужны и то, и другое, но наследие Дюны как научной фантастики велико, поскольку она рисует вселенную будущего, где технологии отходят на второй план, а разум, религия, ритуалы и психология возвращаются на свои места, в сиденье водителя.

Дюна — код для человеческого разума

Дана Паксон проработала на угольном забое ИТ-отрасли 50 лет. Его карьера охватила мэйнфреймы в 60-х, чтение восьмеричных чисел в 70-х и создание телефонного справочника BT в 80-х. В течение последних 20 лет он сочетал свои навыки работы с программным обеспечением и любовь к научной фантастике, чтобы придумать совершенно новую, полностью захватывающую историю, включающую аудио, визуальные эффекты и текст.

Немногие письменные работы сохраняются долго. Художественные произведения запутываются в своем времени, культуре и контексте, устаревают в ценностях, затуманиваются языком, переполняются изобретениями. Но есть исключения. Исключением является «Дюна» Фрэнка Герберта.

Выдающиеся художественные произведения сталкиваются с теми же проблемами, что и все остальные, но преодолевают их. Почему? Интересно порассуждать. Давайте сравним моральное устаревание: художественная литература — программирование для мозга — с кодом — программирование для машины. Код изменяется намного быстрее, поэтому, возможно, проще сначала изучить привлекательность кода.

Что поддерживает код в его многочисленных воплощениях, публикациях на машине за машиной, год за годом? На ум приходят два важных качества: богатство потенциала и влияние эффекта. Код растет.Простой шутер от первого лица под названием Star Raiders на чипе Atari 400 6502 с годами перерастает в Doom, World of Warcraft и Call of Duty на многоядерных машинах Intel. Код быстро становится тем, что только воображают его создатели, и он плывет по волнам воздействия вперед и вверх, к более крупным и богатым формам.

Что поддерживает жизнь книги, чтобы спустя 50 лет после ее первого появления она по-прежнему захватила человеческий разум, погружая его в богатый сотворенный мир? Те же два важных качества, что и в коде, богатство и влияние, характеризуют длительные произведения. Они засевают области письма, выражения и воображения; их влияние изменяет чтение и письмо.

«Дюна» — одна из таких книг, одна из светящегося потока редких и столь же самобытных произведений, и ее захватывающая глубина, всеобъемлющая последовательность взаимодействий, богатство языка, процесса и структуры, темп и сила всегда отличают ее. как достойный повторного посещения.

И когда мы читаем работы других авторов, таких как Чайна Мьевиль и Иэн Бэнкс, они пробуждают мощный резонанс с этой книгой. Какие новые уровни становления порождает «Дюна» в нашем письменном выражении? Куда приведет нас новый код для человеческого мозга?

Мы не читаем Дюну. Он программирует нас, телепортирует в ожидающее нас таможенное агентство. Мы прибываем туда с паспортами и визами на руках, и в этом приезде забываем обо всем остальном. Игра продолжается.

В отличие от неграмотных из Звездных войн, персонажи Дюны — эрудированные читатели с чувством истории.

Наконец-то специя течет. Фильм Дюна Дени Вильнёва сегодня выходит в кинотеатрах, и он отлично справляется с экспортом эксцентричности и научно-фантастических махинаций романа Фрэнка Герберта на большой экран. Песчаные черви, космические монахини, медленные лезвия — все это есть. Но если вы внимательно присмотритесь, вы также можете заметить то, чего здесь нет — экранов. Пол Атрейдес, персонаж Тимоти Шаламе, узнает об Арракисе с помощью причудливого проектора; люди носят с собой книги. Но несмотря на то, что во вселенной Dune есть чрезвычайно мощные космические корабли, в ней нет компьютеров. Для этого есть причина, и это ключ к пониманию того, почему в Dune все именно так, как оно есть.

Фильм Вильнёва не так глубоко погружается в расширенную историю Дюны, как мог бы. Итак: Чуть более чем за 10 000 лет до событий фильма произошла межгалактическая война между людьми и искусственным интеллектом. (Звучит ли это как Матрица? Нет, Матрица звучит как Дюна.) Несмотря на это, люди победили, компьютеры были запрещены, а события фильма были настроены.

Психические космические монахини во главе с Преподобной Матерью Шарлотты Рэмплинг? Это Бене Джессерит, и они появились, чтобы сохранить людей после того, как компьютеры уничтожили множество людей. Персонаж Стивена МакКинли Харрисона и его странные математические трюки в уме? Он то, что Герберт назвал «ментатом», по сути, человеческий компьютер. Даже вся квазисредневековая политическая установка — Император, «дома», странная галактическая феодальная система, из-за которой семья Атрейдесов отправилась на пустынную планету, — это реакционный порядок, который возвращает вселенную к более простым временам, а не вперед, к технологическое будущее.

Это один из способов, которым Dune отделяет себя от множества научно-фантастических медиа — он опирается на лоу-фай. В отличие от 2001, рассказа Азимова или последнего фильма Вильнёва, Бегущего по лезвию 2049, здесь не так много высокотехнологичного футуризма. Это чувак в пути героя, который имеет дело с серьезными внутрисемейными распрями; он оказывается в открытом космосе. Технология — стилсьюты, удерживающие воду, молотки, отвлекающие червей, и так далее — в основном механические. В отличие от варп-двигателя в Star Trek, космическое путешествие в Dune — это мистический опыт, проводимый «навигаторами», которые могут «сворачивать пространство» после безостановочного потока специй. Вы сможете увидеть некоторых из них, когда прибудет вестник Императора, чтобы отправить Оскара Исаака и его команду на Арракис.

Отсутствие компьютеров также является общим для Dune и Звездных войн, наряду с множеством других важных ДНК: пустынные планеты, трюки с разумом, Избранные. Две вселенные используют схожий подход к технологиям: R2 и C-3PO, например, — очаровательные компаньоны, но их искусственный интеллект не имеет значения; световые мечи - это просто немного более причудливые мечи и так далее. Можно даже утверждать, что и Дюна, и Звездные войны — это фантастические истории, выдаваемые за научную фантастику. В конце концов, что такое Звездные войны, как не битва между добрыми и злыми волшебниками, действие которой разворачивается на вращающихся по орбите мячах для гольфа?

Они могут путешествовать в космосе, так почему же персонажи Дюны не используют компьютеры?

Новейшая кинематографическая адаптация Дюны Фрэнка Герберта покорила мир, а продолжение второй половины книги уже получило зеленый свет. Первая часть, рассказанная в этом фильме, уже огромна по своим масштабам и миростроительству, а режиссер Дени Вильнёв создает уникальный взгляд на совершенно новую вселенную, в которой он пока только царапает поверхность. Это яркое видение, хотя и сфокусированное, которое экономно использует экспозицию, чтобы расставить приоритеты в истории. Тем не менее, с тех пор возникли некоторые вопросы.

Один из нерешенных вопросов: почему в мире, полном передовых технологий и возможностей путешествовать в космосе, никто не пользуется компьютером? Вы заметите, что Пол Атрейдес Тимоти Шаламе узнает о планете Арракис через более лоу-фай проектор, а не обычный экран, с которым мы были бы знакомы. Так почему же отсутствие техники? Ответ требует глубокого погружения в знания вселенной Герберта, которые охватывают тысячи лет, и изучения последствий действий, совершенных задолго до рождения Пола.

Изображение предоставлено Warner Bros.

Примерно за 10 000 лет до событий фильма человечество действительно создало нечто, напоминающее компьютер. Известные как «мыслящие машины», они были созданы с целью улучшить качество жизни тех, кто ими пользовался. Стремление создать технологическую утопию имело неприятные последствия и привело к Батлерианскому джихаду, когда человечество решило уничтожить все технологии. Машины начали превращаться в искусственный интеллект, что поставило экзистенциальный вопрос о том, могут ли такие технологии навсегда изменить человечество и даже заменить его.

Это буквальная, повествовательная причина для очистки от любого использования машин: люди в этом мире почувствовали чрезмерную зависимость от таких технологий, которые неизбежно изменили функционирование общества в худшую сторону. Такой инструмент, как компьютер, — это нечто большее, чем просто то, что мы используем, не подвергаясь его влиянию; у него есть способность изменить то, как мы думаем и взаимодействуем друг с другом. Страх перед этой технологией не был всеобщим; многие думали, что машины можно использовать во благо. Однако группа, озабоченная тем, как это повлияет на людей, если технологиям будет позволено распространяться, победила, и это привело к тому, что любое их использование было прекращено навсегда.

Изображение предоставлено Warner Bros.

Чтобы разобраться в этих идеологических различиях, требуется более глубокий анализ и размышления о том, как технологии могут многое изменить в нас. Это может изменить то, как мы думаем и обрабатываем информацию, меняя саму структуру того, кто мы есть. Достаточно только взглянуть на то, как компьютеры изменили функционирование нашего собственного мира, отбросив установленный порядок статус-кво в новое будущее со всеми его хорошими и плохими последствиями. Стремление убрать этот аспект жизни в Dune породило совершенно иное устройство мира.

Это включает в себя появление нескольких различных аспектов истории, которые по сути заменили то, что технологические достижения были вырезаны из общества. Туфир Хават Стивена МакКинли Хендерсона — это то, что известно как «ментат», роль, которая была специально разработана, чтобы быть человеческим компьютером, чтобы заменить мыслящие машины. Это также относится к ордену Бене Джессерит, мистической и таинственной группе, в которую входит мать Пола Джессика (Ребекка Фергюсон), у которых есть доступ к историческим воспоминаниям, что позволяет им подключаться к историям прошлого, похожим на компьютер. делает.

Конечно, Вильнёв мог бы изменить то, как устроен мир. Адаптации часто вносят изменения и вносят дополнительные элементы, которых раньше не было. Объяснение того, почему в лоре истории нет компьютеров, можно было бы изменить и направить в новом направлении, если бы это было намерением режиссера. Тем не менее, это могло разозлить поклонников книги и вызвать некоторые вопросы, потому что отсутствие большого количества технологий в этой истории делает ее уникальной и отличной от других историй жанра научной фантастики. Это делает историю лучше, увлекательнее и интригующей, когда персонажи не полагаются на технологии. Здесь не так много последовательностей персонажей, которые просто смотрят на экран, чтобы обсудить детали. Вместо этого сцены становятся намного более динамичными и интересными, когда они сосредоточены на самих людях, когда они разговаривают друг с другом для решения проблем.

Изображение предоставлено Warner Bros.

Если в Dune компьютеры станут ключевой частью вселенной, это также изменит ее ядро ​​на уровне сюжета. Когда Пол оказывается в ловушке со своей матерью в пустыне после того, как чудом избежал верной смерти, это создает реальную ставку на то, что они могут умереть.Если бы в мире все еще существовали компьютерные технологии, Пол мог бы достать устройство, чтобы попытаться проложить путь к безопасному пути или попытаться связаться с кем-нибудь с помощью какого-нибудь видеозвонка. Тем не менее, это изменило бы внешний вид истории. Обнаженный и простой мир кажется более феодальным по своей природе, почти существующим как фантастический фильм, который маскируется под научную фантастику. Персонажи должны использовать свой ум и знания, чтобы ориентироваться в суровом ландшафте, а не полагаться на технологии, чтобы выпутаться из многих затруднений, с которыми они столкнулись.

Именно это отличает произведения Герберта от многих других научно-фантастических рассказов. Выбор сосредоточиться на людях мира и свести к минимуму влияние технологий делает историю более скромной и целенаправленной. При этом Герберт и, соответственно, Вильнёв создают интересное сопоставление чудес научной фантастики с основными ловушками человеческого опыта. Когда вы убираете все броские гаджеты и вещицы, остается история, которая разбирает движущиеся части ребенка, который оказывается на пути героя. Это путешествие будет далее разобрано и дано пространство для дыхания по мере развития истории.

Я никогда не понимал этого в сериале. У них есть космические путешествия, но большинство других вещей в их вселенной кажутся примитивными по сравнению с нашей.

9 ответов 9

Это связано с Бутлерианским джихадом — крестовым походом против компьютеров и технологий искусственного интеллекта, из-за которого они были повсеместно запрещены. Наказание за нарушение — смерть.

Из глоссария оригинальной версии Dune:

Джихад, Батлериан: (см. также Великое восстание) — крестовый поход против компьютеров, мыслящих машин и сознательных роботов, начавшийся в 201 г. до н.э. и заключен в 108 г. до н.э. Его главная заповедь остается в ПЦ. Библии как «Не делай машины по подобию человеческого разума».

Они используют ментаты, человеческий эквивалент компьютера, обладающий аналитическими способностями, эквивалентными программированию, и мнемоническими способностями, эквивалентными компьютерному хранению данных (базам данных).

Для космических путешествий они используют навигаторы, которые также являются эквивалентом специализированного компьютера для навигации и прогнозирования.

"человеческий эквивалент компьютера" Вы наверняка хотите понять этимологию слова "компьютер".

Одна из книг-приквелов сына Герберта: Machine Crusade рассказывает о прошлом, когда компьютеры захватили первые планеты, заселенные человечеством. Восстание, направленное на свержение компьютерной/кибернетической/роботизированной цивилизации, было названо Батлерианским джихадом (одна из последних битв включала остекление и стерилизацию Земли). Это было настолько травматично, что после уничтожения компьютеров было запрещено иметь компьютеры или даже машины, которые работали как человеческий разум.

Мне нравились эти книги, но я чувствовал, что они не соответствуют действительности. Когда в детстве я читал «Дюну», я представлял себе батлерианский джихад как нечто политическое и философское. Тогда Брайан Герберт идет и изобретает канон, где буквально шла война против роботов. Это лишь одна из причин, по которой я никогда полностью не верил в работу Брайана Герберта.

Серия романов не совсем согласуется с тем, что именно представляет собой компьютер и какие ограничения налагаются запретами Батлерианского джихада.

В Dune сначала кажется, что предел останавливается на том, что мы бы признали искусственным интеллектом, способным пройти тест Тьюринга — с практической точки зрения, когда следователь-человек, неспособный видеть предметы, не может сказать, различия письменных (или машинописных) ответов на вопросы, заданные как человеку, так и компьютеру. Это позволило бы хранить данные, деревья решений (операторы if/else) и автоматизированные системы управления с использованием конечных автоматов. Можно было бы подумать, что это необходимо для обработки сигналов, необходимой как минимум для межзвездной связи. По сути, в Dune похоже, что полнота Тьюринга не карается смертью :-)

Похоже, что Герберт поднимает планку в Бог-император Дюны. Дункан Айдахо наблюдает, как Монео (лейтенант Лето II) прячет распечатки чего-то за потайной дверью того, что Дункан считает компьютером, используемым для простого хранения данных, что побудило Дункана предположить, что Монео «проверяет границы» Батлерианского Запреты джихада. Это указывает на то, что любое цифровое запоминающее устройство представляет собой компьютер «в человеческом подобии». сейчас HTML (в наши дни) был бы запрещен. Пока это нормально, потому что делает достижения инженеров-биологов и механиков еще более впечатляющими, а спектр технологий, используемых во вселенной Дюны, на данный момент ограничен тем, что можно увидеть на самом Арракисе, довольно примитивном, но увлекательном.

Однако в следующей книге Фрэнк Герберт отходит от темы Еретики, где он отправляется за пределы планеты и описывает такие устройства, как T-Probe, устройства для пыток/допросов, которые могут удерживать сознание субъекта в цифровая память, и следователи могут запрашивать и манипулировать цифровым представлением сознания и вносить изменения в субъект. Они никогда не вызывали никаких вопросов и не казались тревожными по своей концепции, однако на этом этапе в еретиках у людей были более важные вещи, о которых нужно было беспокоиться.

Таким образом, это немного прыгает, но я бы предположил, что, как и в наших религиях, люди со временем интерпретируют правила по-разному.

Читайте также: