Его мозг, как жесткий диск, помнит все, что он видел в фильме

Обновлено: 21.11.2024

Этот контент также можно просматривать на сайте, откуда он взят.

Многие люди жалуются на плохую память. Списки покупок, дни рождения друзей, статистика к экзамену — они просто не откладываются в мозгу. Но память не так высечена в камне, как вы можете себе представить. При правильной технике вы вполне сможете запомнить практически все.

Нельсон Деллис — четырехкратный чемпион США по запоминанию и гроссмейстер памяти. Некоторые из его подвигов памяти включают в себя запоминание 10 000 цифр числа пи, порядок более девяти перетасованных колод карт и списков сотен имен после того, как он услышал их всего один раз.

Но приложив немного усилий, Деллис говорит, что каждый может улучшить свою память. Вот пять шагов, которые помогут вам заполнить голову информацией.

1. Начните с сильных изображений

Начнем с довольно простого задания на запоминание: семь чудес света. Чтобы запомнить их, Деллис рекомендует начать с превращения каждого из этих элементов в легко запоминающийся образ. Некоторые будут более очевидными. Например, для Великой Китайской стены вы можете просто представить себе стену. Вместо Петры вы можете выбрать изображение собственного питомца.

«Использование таких сочных мысленных образов чрезвычайно эффективно. Вам нужно создать большие мультисенсорные воспоминания», — объясняет Джулия Шоу, психолог из Университетского колледжа Лондона и автор книги Иллюзия памяти: запоминание, забывание и наука о ложных воспоминаниях. Вам нужно стремиться к мысленным образам, которые вы почти можете осязать, обонять и видеть, чтобы сделать их как можно более реальными.

За всем этим стоит наука. «Странные и, возможно, грубые или эмоциональные изображения прилипают», — говорит Шоу. «Изучая мозг, исследователи обнаружили, что миндалевидное тело — часть мозга, которая важна для обработки эмоций — побуждает другие части мозга хранить воспоминания». Вот почему сильные эмоции повышают вероятность того, что воспоминания останутся.

2. Поместите эти изображения в нужное место

Следующий шаг – поместить эти яркие мысленные образы в то место, которое вам хорошо знакомо. В примере Деллиса он размещает каждое из семи чудес на маршруте через свой дом, начиная со стены в его прихожей, затем Христа, представляющего Христа-Искупителя, бездельничающего на его диване. «Чем страннее, тем лучше», — говорит Деллис. На кухне вы можете представить себе ламу, готовящую еду.

Этот метод связывания изображений с местами называется дворцом памяти, и он особенно полезен для запоминания порядка определенных элементов, – говорит Шоу. «Дворец памяти извлекает выгоду из вашей существующей памяти о реальном месте. Это место, которое вы хорошо знаете — обычно ваш дом или другое место, которое вы очень хорошо знаете».

Если это список всего из семи элементов, это пространство может быть относительно небольшим. Но когда дело дошло до запоминания 10 000 цифр числа Пи, Деллису пришлось расширить свой дворец памяти на весь свой родной город Майами. Он разделил 10 000 цифр на 2 000 частей по пять цифр в каждой и разместил их в 10 разных районах.

"Нейровизуализационные исследования показали, что люди проявляют повышенную активность в [затылочно-теменной области] мозга при изучении воспоминаний с помощью дворца памяти, – – говорит Шоу. «Это означает, что метод помогает задействовать больше частей мозга, которые обычно используются для других органов чувств: теменная доля отвечает за навигацию, а затылочная — за восприятие изображений».

3. Обратите внимание

Запоминать семь странных изображений чудес света не должно быть слишком сложно, но когда вы запоминаете 10 000 цифр числа пи, вам может понадобиться немного больше мотивации. «Я говорил себе эту мантру. Я хочу запомнить это, я хочу запомнить это», — говорит Деллис. "Это простая мантра, но она направит мое внимание и сосредоточит внимание на текущей задаче, а также поможет мне лучше ее запомнить".

4. Разбейте вещи

С очень большими числами, такими как число пи, или длинной последовательностью карт, например, это также помогает разбивать вещи. Деллис превратил каждую пятизначную часть числа пи в изображение, которое он мог легко запомнить. «Слова даются легко, вы видите слово, и обычно оно вызывает у вас в голове какие-то образы. Но с такими вещами, как числа, карточки или даже имена, немного сложнее», — говорит он. «И у них есть системы, которые мы разработали и изучили, поэтому всякий раз, когда мы видим имя, номер или карту, у нас уже есть предустановленное изображение для них».

Для Деллиса первые пять цифр числа "пи" после запятой представлены Сэмом Ниллом в костюме Железного человека ("Так оно и есть", - говорит он). Второй патч представлен изображением его друга, одетого как император из фильма «Гладиатор», с опущенным большим пальцем.

5. Завершите просмотр

После того как вы отсортировали изображения и заполнили свой дворец памяти, вам просто нужно убедиться, что они останутся в вашей голове. «Большинство воспоминаний никогда не попадут в вашу долговременную память, — говорит Шоу. «Вот почему так важно повторять информацию, превращать кратковременную память в долговременную».

К сожалению, для этого нет простого решения. Это сводится к повторению и тяжелой работе. «Чтобы стать чемпионом по запоминанию, мне пришлось работать над этим каждый день. Тренируйтесь очень усердно и сделайте это чем-то, что было просто инстинктивно для меня. И это пришло только с практикой», — говорит Деллис. И если это звучит как много работы, что ж, вы правы.

Мэтт Рейнольдс — научный редактор WIRED. Он пишет твит от @mattsreynolds1

☢️ Спустя девять лет последствия для психического здоровья на Фукусиме сохраняются

🦆 Google разбогател на ваших данных. DuckDuckGo дает отпор

😷 Какую маску купить?

👉 Подписывайтесь на WIRED в Twitter, Instagram, Facebook и LinkedIn

Фильмы — это и капсулы времени, сохраняющие первоначальный период их выпуска, и собрание мыслей и идей, исходящих от художников и мастеров, живших в свое время. Фильмы из этого списка снова и снова говорят о том, что исследование памяти само по себе является своего рода духовным поиском, поиском трансцендентности или истины. Этот список, составленный онлайн-сообществом Arts & Faith в 2015 году, охватывает 71 лет кино, от Гражданина Кейна и Как зелена была моя долина 1941 года до The Act 2012 года. убийства.

Лучшие 25 фильмов о памяти спонсируются Image, литературным и художественным ежеквартальным изданием, основанным в 1989 году для демонстрации жизнеспособности и разнообразия хорошо сделанных произведений искусства и литературы, которые серьезно относятся к историческим верованиям людей. Запад в наше время. Сейчас это один из ведущих литературных журналов, издаваемых на английском языке, его читают во всем мире, и он является связующим звеном теплого и живого сообщества. Изучите Изображение здесь.

Чтобы узнать больше об этом списке Райана Холта, нажмите здесь.

1. Расёман (1950), Акира Куросава

Говорят, в каждой истории есть три стороны: твоя, моя и правда. Но в первом международном хите Акиры Куросавы есть по крайней мере четыре стороны — бандит, женщина, которую он, возможно, изнасиловал, муж, которого он, возможно, убил, и дровосек, который был свидетелем всего — и у всех есть причины скрывать или ложь о том, что было на самом деле. Противоречивые свидетельства в Расёмоне подчеркивают, насколько субъективной и даже корыстной может быть память, но это не было последним словом Куросавы по этому вопросу; рассмотрим его продолжение Ikiru (1952), кульминацией которого является серия свидетельств, составляющих коллективную память, которая больше, чем сумма ее частей.

Питер Т. Чаттауэй

2. Хиросима, Mon Amour (1959), Ален Рене

Французская актриса (Эммануэль Рива) и японский архитектор (Эйдзи Окада), преследуемые воспоминаниями о Второй мировой войне, в частности о бомбардировках Хиросимы, также вспоминают свой ныне закончившийся роман. Режиссер Ален Рене неоднократно использует одни и те же сцены, укоренившиеся в их воспоминаниях, но их очень разные точки зрения приводят к разногласиям, поскольку их воспоминания формируют то, как они взаимодействуют и смотрят на мир. Напряжение постоянно и постепенно нарастает до тихого навязчивого финала, когда они оба сталкиваются с одним воспоминанием, лежащим в основе их проблем.

3. Головокружение (1958), Альфред Хичкок

Головокружение Альфреда Хичкока остается одним из лучших фильмов об опасном очаровании воспоминаний. Его спиралевидное повествование касается детектива Скотти Фергюсона, который, преследуемый серией неудач, делает из памяти идола и попадает в тюрьму прошлого. Его темная одержимость порождает одну из самых тревожных историй любви в кинематографе: любовную связь между мужчиной и образом мертвой женщины, который он полон решимости воссоздать.

4. Земляничная поляна (1958), Ингмар Бергман

В Земляничной поляне Ингмара Бергмана интимная драма сочетается с экспрессионистскими эпизодами сновидений, формат дорожного путешествия с путешествием по закоулкам памяти.Когда стареющий профессор Исак Борг (Виктор Шёстрём) путешествует, чтобы получить награду за работу всей своей жизни, он сталкивается как с путешественниками, так и с воспоминаниями о своей жизни. Если мы должны жить в настоящем, наша реакция на него формируется из воспоминаний и мечтаний, которые мы приобрели. Воспоминания могут преследовать и причинять боль, но они также могут принести удовлетворение, надежду и покой.

Дэррил А. Армстронг

5. Вечное сияние чистого разума (2004), Мишель Гондри

Название фильма Вечное сияние чистого разума взято из стихотворения Александра Поупа. В фильме, который, технически, рассказывает о самодельном изобилии режиссера Мишеля Гондри и экзистенциальной гиперактивности сценариста Чарли Кауфмана, поражение головного мозга. После болезненного разрыва со своей девушкой Клементиной (Кейт Уинслет) Джоэл Бэриш (Джим Керри) решает стереть все свои воспоминания о ней, а не справляться со смешанной ностальгией и сожалением, которые она вызывает. Однако, когда техники стирающей память Lacuna, Inc. начинают свою работу, Джоэл понимает, что удаление Клема оставит его с чахлой душой, и пускается в отчаянную погоню через свою личную мнемоническую комнату смеха, чтобы сохранить свое прошлое и свою человечность. .

6. Три цвета: синий (1993), Кшиштоф Кесьлёвский

Первый фильм из трилогии «Цвета» Келевского рассказывает о француженке Жюли (Жюльет Бинош в ее определяющей роли), которая потеряла мужа и сына в автокатастрофе. Разбитая и оцепеневшая, Джули тихо бушует в посттравматическом стрессе через полное уединение, отрезая себя от всех из своего прошлого — от всех, кто связан с ее реальной жизнью и горем, которое теперь лежит внутри. Тайны, эмоциональные связи и сама музыка будут продолжать преследовать Джули — новая жизнь или нет — и заставят ее смириться со своим собственным горем и с другими, которые его несут. Саундтрек к фильму, «сочиненный» вымышленным персонажем, останется в памяти спустя годы после просмотра фильма.

7. Зеркало (1975), Андрей Тарковский

8. Бегущий по лезвию лезвия (1982), Ридли Скотт

Паук и ее яйцо. единорог бежит по лесу. С-лучи, сверкающие в темноте. Начиная с начальной сцены, где сфабрикованный Репликант предает себя (себя), потому что ему (ему) не хватает воспоминаний о матери, Бегущий по лезвию исследует футуристические сферы развивающейся и сфабрикованной памяти. , в истории детектива, которому поручено выследить и «уволить» четырех репликантов, которые незаконно возвращаются на Землю. Во время своего преследования он должен пересмотреть свои представления о том, что определяет человека, когда он обнаруживает, что его тянет к пятому, более новому виду продукта; тот, для кого память произвела ужасный обман. Бегущий по лезвию представляет концепцию использования искусственной памяти в качестве инструмента управления; подвергает сомнению доверие, которое можно возложить на память; и предполагает, что память — это главное наследие, настолько важное, что охотник становится хранителем самых ценных воспоминаний своей добычи.

9. Человек, который застрелил Либерти Вэланс (1962), Джон Форд

Стареющий сенатор США Рэнс Стоддард (Джеймс Стюарт) и его жена (Вера Майлз) едут через всю страну в приграничный город на похороны местного владельца ранчо (Джон Уэйн). Это неожиданный ход действий для известного политика. Через воспоминания Рэнси Джон Форд одновременно подтверждает и разгадывает мифическую версию американского Запада, которую помог создать режиссер. Но знаменитая заключительная фраза фильма — «когда легенда становится фактом, напечатайте легенду» — выходит за рамки кинографической метафоры и показывает, как мы формируем наши воспоминания, чтобы рассказывать истории, которые, как мы чувствуем, нам нужны.

10.Гражданин Кейн (1941), Орсон Уэллс

Орсон Уэллс в фильме Гражданин Кейн, который долгое время считался одним из шедевров кинематографа, также предлагает мастер-класс по использованию кинематографических воспоминаний, структурируя все свое повествование с помощью памяти. Стремление репортера Томпсона раскрыть значение загадочного последнего слова Кейна «Бутон розы» ведет его и зрителя через различные воспоминания интервьюируемых о Кейне, выдвигая на первый план их субъективные и часто противоречивые переживания этого человека. В конечном счете, Кейн просит нас подумать о нашей собственной смертности, воспоминаниях о нас, которые будут жить, и о том, в какой степени кто-то может узнать нас по этим воспоминаниям.

11. Как зелена была моя долина (1941), Джон Форд

Воспоминания о Как зелена была моя долина почернели от угольной пыли; погрязшие в классовой борьбе и смерти. Голос за кадром Хью, оглядывающегося на свое детство в маленьком валлийском шахтерском городке, говорит о тяжелой жизни. Но под руководством Форда острые лучи жизни проглядывают сквозь тембр воспоминаний Хью, малейшие добрые жесты и стойкость этой семьи. Фильмы Форда часто сентиментальны в самом лучшем смысле, но Как зелена была моя долина — это упражнение в одном из величайших занятий в жизни: вспоминать тех, кто рядом с нами, рассказывать другим сквозь туман времени, как они «любящие и любимые навсегда». Хотя этот фильм редко упоминается в разговорах о кино и воспоминаниях, он является ключевым примером идеи Форда о том, что мы не можем очень легко отличить прошлое от будущего, поскольку оба они путешествуют по настоящему.

12. Memento (2000), Кристофер Нолан

Второй полнометражный фильм Кристофера Нолана — это головокружительный триллер о навязчивом стремлении Леонарда (Гая Пирса) к мести. После того, как удар по голове оставил его неспособным формировать какие-либо новые краткосрочные воспоминания, Леонард одержим единственной вещью, которую он может вспомнить: некто по имени Джон Г. ворвался в его дом, а затем изнасиловал и убил его жену. Цепляясь за эту память, Леонард искажает любые другие воспоминания, которые бросают вызов его убеждениям, и его постоянное напоминание себе о зле вскоре погружает его в неразрешимую тайну, даже когда Нолан ловко раскрывает трагическую загадку зрителю.

13. Древо жизни (2011), Терренс Малик

Древо жизни Малика основано на Исповеди Августина. Духовный кризис Джека и вытекающее из него желание вернуться туда, где находятся его мать и брат, отражают желание Августина вернуться туда, где была его мать — состояние благодати. Чтобы представить примиренное будущее перед лицом греха и страданий, Джек должен глубоко погрузиться в свою огромную кладовую воспоминаний. Малик понимает, что Августин о памяти является преимущественно киноматериалом: воспоминания — это заархивированные образы, полученные из чувственного опыта. Но этот фильм также о коллективной памяти человечества. Мы знаем, что что-то не так, и каким-то образом помним, что так быть не должно. Древо Жизни стоит в начале, игнорируемое, когда мы вместо этого вкушаем то, что не было дано (путем природы). Но это есть и в Откровении, когда мы, наконец, поймем все, что произошло, все вещи. На данный момент фильм Малика показывает, как роль памяти может быть не только исповедальной, но и сакраментальной. Когда Джек улыбается в конце фильма, Августина как будто говорит ему за кадром: «Я вспоминаю о любви к твоей любви».

Насколько я себя помню, у всех нас есть воспоминания. Но откуда берутся эти воспоминания и как они создаются?

Люди часто сравнивают мозг с компьютером, но в мозгу нет USB-разъемов, позволяющих получать новую информацию, вставляя флешку в ухо. Это было бы удобно, хотя и немного болезненно.

Итак, откуда у нас в голове вся эта информация? Вы можете представить себе, что человеческая память немного похожа на мешок Санты, наполненный жизненными событиями, текстами песен и первой половиной шуток. Но на самом деле «память» — это не что-то одно сплошное.Это термин, охватывающий множество типов воспоминаний, которые удивительно отличаются друг от друга и постоянно используются в разных сочетаниях обычным человеком.

Кратковременная память — как написать свое имя бенгальским огнем

Все мы слышали о кратковременной и долговременной памяти. Хотя люди склонны использовать фразу «кратковременная память» для обозначения наших воспоминаний о вещах, которые произошли недавно — в последний час или день — технически говоря, на самом деле она гораздо более мимолетна. Кратковременная память обычно длится от 15 до 30 секунд: это немного похоже на то, как написать свое имя в воздухе бенгальским огнем. Любое воспоминание, которое можно вызвать после этого периода времени, является долговременной памятью.

С компьютерной точки зрения кратковременная память похожа на оперативную память — в ней хранится информация, с которой мы в данный момент работаем или используем для когнитивных задач (мышления). Это может быть, например, новая информация, доставляемая нашими органами чувств, или старая информация, извлеченная из долговременной памяти. Нейробиологи предполагают, что все эти размышления поддерживаются паттернами активности нейронов в префронтальной коре (этой части головного мозга).

Долговременная память — информация становится физической «вещью»

К счастью, для воспоминаний, которые мы действительно хотим сохранить, есть и долговременная память. Если краткосрочная память — это оперативная память компьютера, то долговременная память — это жесткий диск, на котором хранится все, от неудачных сценариев до оценок «Сапера».

В отличие от кратковременных воспоминаний, долговременные воспоминания физически присутствуют в мозгу и не зависят исключительно от конкретных моделей активности. Нейроны создают новые физические связи и синапсы друг с другом, когда формируется новая долговременная память. Это соединение сохраняется вне зависимости от того, используется оно или нет.

Долговременную память можно разделить на явную и неявную память. К имплицитным воспоминаниям относятся привычки и навыки, которые мы можем выполнять автоматически, например скручивание сигареты, вождение автомобиля, подделка подписи начальника на бланках расходов.

Явные воспоминания – это то, что мы осознаем и намеренно пытаемся запомнить. Существует два вида эксплицитной памяти: эпизодическая и семантическая. Эпизодическая память — это память на вещи и события, которые произошли с вами. Семантическая память предназначена для более общих знаний. Информация о том, что Париж является столицей Франции, – это семантическая память, а воспоминание о том, что вы заболели во время поездки в Париж, – это эпизодическая память.

Кодирование — ужасающе сложная картина в реальном времени

Когда мы действительно хотим чему-то научиться, нас интересуют долговременные воспоминания. Так как же они формируются? Первый шаг — закодировать часть информации, иначе она быстро исчезнет, ​​как дыхание на зеркале.

Информация направляется в гиппокамп — область мозга, которая играет решающую роль в формировании новых воспоминаний и является одним из немногих мест в мозге, где регулярно генерируются совершенно новые нейроны. Гиппокамп связывает всю соответствующую информацию вместе и кодирует ее в новую память, формируя новые синапсы. По сути, это похоже на то, как кто-то вяжет ужасно сложный гобелен в реальном времени.

Но не вся информация одинакова для гиппокампа. «Важные» вещи кодируются легче и эффективнее, чем рутинные или непонятные вещи, такие как ежедневная поездка на работу без происшествий или текст танцевальной песни на языке, который вы не знаете. Гиппокамп будет отдавать приоритет тем, которые неоднократно повторялись в кратковременной памяти, или тем, которые имеют сильный эмоциональный компонент. Гиппокамп избирательен, потому что он очень занят.

Долговременные воспоминания реально физически присутствуют в мозгу. Нейроны создают новые физические связи и синапсы друг с другом, когда формируется новая долговременная память. Иллюстрация: Лорен Хамфри

Найти дом для своих воспоминаний

Кодировать память — это хорошо, но бесполезно, если ей некуда деваться. Следующим шагом будет поиск места для хранения.

Похоже, что новые воспоминания после их объединения некоторое время остаются в гиппокампе. Но по мере того, как формируется больше воспоминаний, нейроны, которые представляют конкретное воспоминание, мигрируют дальше в кору. В результате воспоминания хранятся по всему мозгу. Это немного похоже на Интернет, который состоит из информации, разбросанной по всей планете и доступной через бесчисленное количество соединений.

Схожие воспоминания, как правило, сгущаются вместе — устные воспоминания рядом с языковыми центрами, зрительные воспоминания — рядом со зрительной корой — и в них также много избыточности; у вас может быть несколько воспоминаний об одном и том же. Каждый раз, когда они активируются, они усиливаются. Человеческие воспоминания не хранятся, как книги в библиотеке; они постоянно обновляются и корректируются.

Вспоминая воспоминания, которые вы забыли, вы забыли

Итак, как вы собираетесь получать нужные биты из этой странной, постоянно меняющейся библиотеки информации? Может показаться, что многие из так называемых долговременных воспоминаний на самом деле обратились в прах, потому что вы многое забыли: старые адреса, пароли, сроки статей о системе памяти, которые вы обещали написать.< /p>

Проблема не в том, что он исчез, а в том, что вы не можете его вспомнить. Это как потерять перчатку: у вас все еще есть перчатка, она где-то дома, но вы не можете ее использовать.

Воспоминание — очень впечатляющий, но немного загадочный процесс. Когда мы хотим получить доступ к воспоминанию из темных уголков нашего мозга, сигналы из нашей лобной коры связываются с этой памятью неопределенными способами, и воспоминание восстанавливается на основе доступной информации. Чем чаще вы используете память, тем легче ее найти.

Вы не можете вычеркнуть своего парня из своей памяти, но в остальном фильм все делает правильно.

Одним из многих достоинств фильма Вечное сияние чистого разума является тот факт, что в фильме почти нет диалогов, которые звучат как настоящая неврология. В фильме, как вы, возможно, уже знаете, рассказывается история двух несчастных влюбленных, звезды которых настолько пересеклись, что они решили стереть свои воспоминания друг о друге, воспользовавшись услугами компании под названием Lacuna Inc. Офисы Lacuna были хитроумно арт-направленный, чтобы выглядеть как пластический хирург с низкой арендной платой, в чем и заключается суть. Стирание памяти в мире Eternal Sunshine — это просто следующий логический шаг после увеличения груди и прозака. Когда Клементина (персонаж Кейт Уинслет) впервые решает избавиться от своих воспоминаний о Джоэле (которого играет Джим Керри), она делает это «на шутку», как вы могли бы сделать себе ботокс в лоб по прихоти. Но, несмотря на футуристический посыл, Sunshine избавляет нас от необоснованной речи, объясняющей, как это все работает. Нет анимированного «Mr. ДНК» а-ля Парк Юрского периода* или какой-нибудь безнадежный жаргон о «взломе неокортекса». Самое близкое, что вы получаете, это нервный разговор между Джоэлом и его врачом: «Есть ли риск повреждения мозга?» Врач отвечает: «Технически говоря, процедура является повреждением головного мозга. Это как пьяная ночь, вы ничего не пропустите».

Кстати, с помощью современных технологий невозможно выборочно стереть из памяти человека целиком. Но Eternal Sunshine по-прежнему демонстрирует удивительно тонкое понимание того, как мозг формирует воспоминания, особенно воспоминания о сильных эмоциональных переживаниях. В фильме представлена ​​более тонкая модель формирования памяти, чем в нашумевшем триллере Memento, в котором человек, неспособный к формированию долговременных воспоминаний, выслеживает убийцу; он яростно рисует подсказки на поляроидах, прежде чем его память становится черной.

Memento вращался вокруг более старой модели формирования памяти из тех дней, когда мозг представлялся компьютером с программным обеспечением. Исчезновение памяти в Memento связано с потерей чистой информации, как со стертым жестким диском. В Eternal Sunshine богатство памяти связано не только с необработанными данными, но и с эмоциями. В одном из моментов фильма есть замечательная реплика, где Джоэл вновь переживает воспоминание о том, как он прятался под кухонным столом в 4-летнем возрасте и звал свою мать. «Я действительно хочу, чтобы она забрала меня», — говорит взрослый Джоэл, переживая этот опыт. «Удивительно, насколько сильно это чувство».

Упор на чувства, а не на обработку данных, ставит Eternal Sunshine в мейнстрим современных наук о мозге. Теперь мы знаем, что мозг хранит эмоциональные воспоминания совершенно иначе, чем неэмоциональные. Негативные эмоциональные воспоминания, например, имеют тенденцию фиксировать больше подробностей об опыте, чем положительные: вы помните общее ощущение приятного дня на пляже, но вы помните каждую мельчайшую деталь тех двух секунд, когда этот «бьюик» врезался в вас сзади. Средняя школа. Особенно травматические воспоминания захватываются двумя отдельными частями мозга: гиппокампом, нормальным местом памяти, и миндалевидным телом, одним из эмоциональных центров мозга. Люди, неспособные к формированию долговременных воспоминаний из-за повреждения гиппокампа, тем не менее могут формировать подсознательные воспоминания о травмирующих событиях, если их миндалевидное тело не повреждено. Кто-то, страдающий от состояния Memento, скорее всего, испытает чувство общего беспокойства при встрече с человеком или ситуацией, которые причинили ему вред в прошлом, хотя он не сможет указать на то, что было делая их неудобными. В Eternal Sunshine происходит нечто подобное. В фильме есть несколько случаев, когда Клементина, кажется, имеет следы эмоциональных воспоминаний о событии, которые были стерты из ее бодрствующей памяти.

Eternal Sunshine обыгрывает эту идею травмирующих воспоминаний, хранящихся в отдельных областях мозга, и по-другому. В ослепительном, умопомрачительном эпизоде ​​в центре фильма, когда воспоминания Джоэла о Клементине неуклонно стираются, бессознательный Джоэл решает, что он все-таки не хочет доводить до конца стирание. Не в силах проснуться, он отправляется в своего рода экстрасенсорное путешествие вместе с Клементиной, которую помнит, пытаясь сбежать от высокотехнологичной цензуры, которая неуклонно стирает его воспоминания. По мере того, как ситуация становится все более отчаянной, Клементина предлагает похоронить память о ней в каком-то месте в его мозгу, где она ей не принадлежит, похоронить подальше от зондирующего сканера. Она предлагает момент сильного унижения в юности Джоэла, и в мгновение ока они вспоминают мать Джоэла, зашедшую к Джоэлу-подростку, мастурбирующему.

Тот факт, что Джоэл заново переживает эти воспоминания по мере их удаления, согласуется с одной влиятельной недавней теорией о возможном целенаправленном стирании памяти.

Долгое время исследователи памяти предполагали, что воспоминания подобны томам, хранящимся в библиотеке. Когда ваш мозг что-то вспоминал, он просто просматривал стопки, а затем читал вслух любой отрывок, который находил. Но некоторые ученые теперь считают, что воспоминания эффективно перезаписываются каждый раз, когда они активируются, благодаря процессу, называемому реконсолидацией. Чтобы создать синаптическую связь между двумя нейронами — ассоциативную связь, лежащую в основе всего обучения нейронов, — необходим синтез белка. Исследования на крысах показывают, что если вы блокируете синтез белка во время выполнения заученного поведения — например, нажимаете на рычаг, чтобы получить пищу, — заученное поведение исчезает. Похоже, что вместо того, чтобы просто вспомнить воспоминание, которое было выковано несколько дней или месяцев назад, мозг выковывает его заново, в новом ассоциативном контексте. В некотором смысле, когда мы что-то вспоминаем, мы создаем новое воспоминание, сформированное изменениями, произошедшими с нашим мозгом с тех пор, как это воспоминание произошло в последний раз.

Теоретически, если бы вы могли блокировать синтез белка в человеческом мозгу, вызывая воспоминание, вы могли бы произвести целенаправленное стирание. Технические специалисты Lacuna Inc., кажется, делают что-то в этом роде в фильме. Когда Джоэл впервые приходит, его просят принести все предметы, которые он связывает с Клементиной, и он записал подробное описание всех своих мыслей и чувств по отношению к ней. Пока он изучает эти воспоминания о своей бывшей девушке, технари сканируют активность его мозга с помощью аппарата, подозрительно похожего на салонный фен, но генерирующего изображения, похожие на настоящий фМРТ-аппарат. Они называют этот процесс созданием «карты Клементины». На следующий день они дают Джоэлу какую-то таблетку, которая вырубает его и систематически вызывает все воспоминания, которые они записали. При повторном запуске воспоминания распадаются, а машина стирает их. В этой смеси нет научной болтовни, но основная последовательность в целом совместима с теорией реконсолидации.

«Вечное сияние чистого разума» замечательно согласуется с современной неврологией, но в одном отношении фильм делает акцент не на том месте. Справедливости ради следует отметить, что это тот же недостаток, что и во многих недавних фильмах о потере памяти: Memento, 50 First Dates, Paycheck. Избирательное стирание воспоминаний, возможно, не станет осуществимой процедурой в ближайшем будущем, но косметическое улучшение памяти, вероятно, станет реальностью в ближайшие 10 лет, так же как целевые усилители настроения, такие как прозак, стали обычным явлением в течение После 10. Вы не сможете улучшить память об одном человеке, но вы вполне можете принять таблетку, которая улучшит ваши общие способности к запоминанию. Это крайняя ирония Eternal Sunshine и подобных ему фильмов. В то время как культура беспокоится об опасностях стирания с помощью высоких технологий, мы должны беспокоиться об обратном: что произойдет, если мы будем помнить слишком много.

Исправление от 2 апреля 2004 г.: в статье изначально говорилось, что анимированный комар, а не «Mr. ДНК», — объясняет наука зрителям «Парка Юрского периода». Вернитесь к исправленному предложению.

Читайте также: