Заменить проводник на тотал коммандер

Обновлено: 03.07.2024

Леонард Бернштейн, пожалуй, самый известный музыкант в истории США, вчера объявил, что уходит из дирижирования по состоянию здоровья.

В заявлении, сделанном его фирмой по связям с общественностью, приводится цитата его врача о том, что г-н Бернстайн страдает "прогрессирующей эмфиземой, осложненной опухолью плевры и рядом легочных инфекций".

Кондуктор отменил все запланированные встречи. Его врач сказал, что только отдых и выздоровление позволят г-ну Бернштейну, композитору нескольких бродвейских мюзиклов, в том числе "Вестсайдской истории", вернуться к ограниченному графику, который будет включать в себя написание, сочинение музыки и преподавание.

Этот 72-летний дирижер, выкуривающий по четыре пачки в день, регулярно репетировал с дубинкой в ​​одной руке и сигаретой в другой, с юных лет страдал от эмфиземы легких.

"Эмфизема легких у меня была диагностирована, когда мне было около 20 лет, и я курю уже несколько десятков лет", – похвастался г-н Бернстайн в интервью несколько лет назад. "Мне сказали, что если я не остановлюсь, то умру к 25 годам... Что ж, я сдал рэп".

То, что он больше не сможет побеждать в рэпе, стало очевидно прошлым летом на фестивале Бостонского симфонического оркестра в Тэнглвуде, где уроженец Бостона мистер Бернстайн научился своему ремеслу. Ему пришлось отменить несколько концертов, и на тех, что он дирижировал, его видели за сценой с сигаретой в одной руке и ингалятором в другой. Когда он отменил мировое турне со своим любимым Tanglewood Festival Orchestra, оркестром студентов, с которым он работает каждое лето в сельской местности Массачусетса, музыкальные инсайдеры знали, что мистер Бернстайн серьезно болен.

Тем не менее реакция на вчерашнее объявление была шоковой.

«Мне было бы легче поверить, что он умер, чем в то, что он никогда больше не будет дирижировать», — сказал Марк Гинзбург, первый второй скрипач Нью-Йоркского филармонического оркестра, дирижер оркестра которого был музыкальным руководителем в период с 1957 по 1957 год. 1969 г., лауреатом дирижерской премии которого он стал. «У него было больше музыкального таланта, больше эмоций, больше интеллекта, больше техники — всего больше, чем у кого-либо другого».

"Леонард Бернстайн работает в Нью-Йоркском филармоническом оркестре более 45 лет, – сказал Альберт К. Вебстер, исполнительный директор филармонии. "Мы все будем меньше за потерю его волшебной палочки."

"Это огромная потеря для меня и Бостонского симфонического оркестра, для Тэнглвуда и для всего музыкального мира", – сказал Сэйдзи Одзава, музыкальный руководитель Бостонского симфонического оркестра, который был учеником г-на Бернстайна в Тэнглвуде и его помощником в Филармония.

Г-н. Бернстайн сделал, пожалуй, самый сенсационный дирижерский дебют в истории. В начале сезона 1943–1944 годов Нью-Йоркский филармонический оркестр объявил всему миру, который не был особенно возбужден интересом, что нанял 25-летнего выпускника Гарварда в качестве помощника дирижера. При нормальном ходе событий это было бы последним, что кто-либо услышал бы о мистере Бернштейне, ибо неизвестность — удел помощника дирижера.

Но в ночь перед ноябрьским концертом заболел приглашенный дирижер Бруно Вальтер, и на помощь пришел мистер Бернстайн, который казался совершенно невероятным Галахадом. Во-первых, у юноши даже не было комплекта официальной одежды. Во-вторых, он был незнаком с большей частью музыки в программе, которая включала в себя мировую премьеру нового произведения Миклоша Розы, а также убийственную для дирижера "Дон Кихота" Рихарда Штрауса.

Одетый в деловой костюм, г-н Бернштейн дирижировал концертом, который, по словам всех присутствовавших, в том числе критиков всех крупных нью-йоркских газет, они никогда не забудут. Концерт стал национальной новостью, потому что в воскресенье днем ​​филармонические выступления транслировались в прямом эфире по радиосети CBS. К воскресному обеду имя Леонарда Бернштейна было на устах у каждого любителя музыки в Америке.

Не прошло и дюжины лет, как стало очевидно, что редко бывает такой многогранный талант, как у него. Он был не только чрезвычайно одаренным дирижером и композитором, как серьезных, так и бродвейских произведений, но также выдающимся пианистом, автором бестселлеров о музыке, педагогом и телеведущим.

Именно телевидение превратило мистера Бернстайна в икону. Красивый, остроумный и обаятельный, он был создан для медиума. Целое поколение, которому сейчас за 30 и за 40, полюбило музыку благодаря трансляциям его «Концертов для молодежи». Он был очарователен, когда объяснял структуру Симфонии № 5 Бетховена или иллюстрировал отношения между популярной и серьезной музыкой, аккомпанируя себе на клавишных в энергичных версиях песен Kinks или Beatles.

Когда в 1957 году он был назначен новым музыкальным руководителем филармонии, это стало поворотным моментом в национальном сознании.Дело было не только в том, что у Америки был музыкант, достаточно важный для филармонии, но и в том, что у нее, наконец, хватило культурной уверенности в себе, чтобы назначить одного из своих на такую ​​должность.

Это не означает, что у г-на Бернштейна не было недоброжелателей. Многие критики презирали «прыжки Ленни» в его хореографическом стиле дирижирования, а его чрезвычайно либеральная политика вызвала дополнительную критику — в первую очередь со стороны автора Тома Вулфа в его отчете 1970 года «Радикальный шик» о нелепом мероприятии с черным галстуком, которое Мистер Бернстайн и его жена спонсировали сбор денег для «Черных пантер».

Но когда казалось, что акции г-на Бернштейна упали, они снова начали расти. В 1969 году он покинул филармонию и начал регулярно дирижировать в Европе. В Вене, родине большинства великих композиторов в европейской истории, г-на Бернштейна боготворили, и это возродило его репутацию дома. К 1980-м годам его единственным соперником как самого известного в мире дирижера был Герберт фон Караян, умерший в прошлом году.

"Никто другой не создавал музыку с такой интенсивностью и полной властью", – сказал г-н Гинзбург. "Если он действительно ушел, вы не можете придумать никого, чтобы заменить его."

Антонио Паппано вернулся в «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера, что стало поворотным моментом в его карьере.

Отправить историю любому другу

Как подписчик, у вас есть 10 подарочных статей каждый месяц. Любой может прочитать то, чем вы делитесь.

Отдать эту статью

Покинув свой пост в Королевском оперном театре в 2024 году, Антонио Паппано переместится совсем недалеко, чтобы стать главным дирижером Лондонского симфонического оркестра.

Покинув свой пост в Королевском оперном театре в 2024 году, Антонио Паппано переместится совсем недалеко, чтобы стать главным дирижером Лондонского симфонического оркестра. Кредит. Виктор Льоренте для The New York Times

Среди обширных достопримечательностей Метрополитен-опера, которые пройдут со вторника по 14 ноября по опере Вагнера "Нюрнбергские мейстерзингеры" с участием Михаэля Волле в роли Ганса Сакса и Лизы Давидсен в роли Евы, включает в себя долгожданный спектакль. возвращение дирижера Антонио Паппано.

Сегодня мало найдется более надежных дирижеров, чем Паппано, который с 2002 года является музыкальным руководителем Королевского оперного театра Ковент-Гарден в Лондоне и Оркестра Национальной академии Санта-Чечилия в Риме с 2005 года. И все же «Мейстерзингер» станет первым выступлением Паппано в Метрополитене после его дебюта в главной роли «Евгения Онегина» в 1997 году.

Побег стал поворотным моментом в его карьере. 61-летний Паппано покинет Ковент-Гарден в 2024 году, через год после того, как сделает то же самое в Риме. Но далеко он не уедет. Он проедет всего несколько станций метро на восток, чтобы заменить Саймона Рэттла на посту главного дирижера Лондонского симфонического оркестра в столь оклеветанном Барбакан-центре, который останется домом для этого ансамбля после того, как планы Рэттла относительно нового зала были отложены. Неожиданное, но долгожданное назначение объединит Паппано и оркестр, с которым у него сложились хорошие отношения на протяжении десятилетий, один из которых произвел впечатляющее впечатление на недавней записи симфоний Ральфа Вогана-Уильямса.

Я попросил Паппано выбрать любимую страницу из «Мейстерзингеров», оперы о балансе между традициями и инновациями в искусстве, действие которой происходит на фоне певческого конкурса в Германии XVI века, и рассказать о том, как он собирается сбалансировать два на его новом посту в Лондоне. Вот отредактированные выдержки из беседы.

"В ее шаге есть легкость и пружинистость, — сказал Паппано о "Die Meistersinger", — которые я нахожу очень здоровыми в физическом и музыкальном плане". Кредит. Виктор Льоренте для The New York Times

Ваше отсутствие в качестве приглашенного дирижера в Метрополитен-музее было просто связано с тем, что вы слишком заняты?

Ну, я и нигде оперы не дирижировал! Я очень серьезно отношусь к работе музыкального директора, в том смысле, что идея состоит в том, чтобы создать музыкальную семью, семью в целом. Со всей конкуренцией, которая существует за внимание людей, за сбор средств, даже за выживание для учреждений классической музыки, работа стала намного больше, чем просто дирижирование.

Мне пришлось отменить постановку в Метрополитен-музее, и Питер Гелб отнесся к этому очень благородно, поэтому я почувствовал, что должен как-то отплатить ему. Так много моих коллег имеют честь работать с хором и оркестром Метрополитен-оперы, почему не я?

Почему вы решили вернуться с «Meistersinger»?

Это вписывается в слот, где я могу это сделать; иногда это так банально, честно говоря. Но, конечно же, я ухватился за этот шанс, потому что это произведение мне нравится. Это улучшает жизнь.Хотя вы не смеетесь, когда смотрите эту оперу, это комическая опера, и в ней есть легкость, пружинистость в шагах, которые я нахожу физически и музыкально очень здоровыми.

Это произведение о традиции и об охране этой традиции, о сохранении пламени определенных истин, которые были установлены на протяжении сотен лет. Но это также и вопрос о том, открыто ли сообщество или индивидуум к изменениям, готово ли оно принять какую-то новую силу — будь то личность или явление, — говорящее на другом языке и все же каким-то образом использующее тот же алфавит, чтобы открыть новые двери понимания, поэзия, страсть. У вас есть сообщество мастеров, которые, когда слышат, как Вальтер представляет себя на конкурсе певцов, сначала говорят: «Нет, этот парень сумасшедший; то, что он поет, — это богохульство». Тем не менее Ханс Сакс понимает, что это что-то новое.

Майкл Волле в роли Ганса Сакса и Лиза Давидсен в роли Евы в опере «Мейстерзингеры» в Метрополитен-опера. Кредит. Ричард Термин/Мет Опера

Вот тут и появляется выбранная вами страница. Она взята из монолога Сакса во втором акте «Was duftet doch der Flieder», в котором он размышляет о радикальной, нарушающей правила песне Вальтера и о том шуме, который она вызвала.

Сакс размышляет после суда, и мелодия песни Вальтера повторяется снова и снова. Сакс говорит: «Я не могу ни удержать его, ни забыть его, а если я пойму его целиком, я не смогу его измерить. Но как же мне понять то, что казалось мне неизмеримым? Ни одно правило, казалось, не соответствовало этому, и все же в нем не было ошибки. Это звучало так старо, но в то же время так ново».

Из "Was duftet doch der Flieder"

Томас Стюарт, бас-баритон; Симфонический оркестр Баварского радио; Рафаэль Кубелик, дирижер (Архив искусств)

Вот вам величайший поэт своего поколения, Ганс Сакс, сапожник по профессии, но гений в написании песен в старой традиции, признающий силу нового, а не отбрасывающий его, или игнорирующий его, или становящийся агрессивный. Его работой становится убедить всех не бояться нового.

Какая замечательная метафора для общества. В какой-то момент Сакс говорит: «Вам просто нужно слушать внимательнее». Разве не было бы здорово, если бы мы могли более внимательно слушать других людей и не бить их, пока они еще не успели высказаться?

Это также одна из самых простых страниц в музыкальном плане. В нем нет контрапунктического богатства остальной части произведения; как будто Сакс действительно слушает, как ушной червь.

Вагнер замедляет песню Вальтера с различными гармоническими установками, а Сакс говорит поверх нее нисходящей басовой партией; песня все глубже проникает в его совесть, в его душу. «Мейстерзингер» — искусная пьеса, в этом есть какая-то искусственность, потому что она так искусно сложена. Когда все просто, Вагнер хочет, чтобы сообщение действительно дошло до людей.

«Мейстерзингеры» часто воспринимаются как тяжелая работа. Что вы думаете о его исторических ассоциациях, особенно о нескольких минутах в конце, когда Сакс мрачно предупреждает о необходимости защищать «святое немецкое искусство» от внешних угроз?

Конечно, это национализм, но не нацизм. Я думаю, это важно помнить. Вагнер говорит о том, что общество или внешние силы поставят под угрозу наши традиции — наш образ действий, и поэтому мы должны решительно защищать это. Теперь он использует то, что для нас больше, чем националистические слова, и это прискорбно из-за истории Второй мировой войны. Но каждый, я думаю, по-разному защищает свою культуру, свою страну, свои убеждения. Надо сказать, что в классической музыке немцы многое могут дать.

Я не впадаю в глубокую депрессию, когда дирижирую этим моментом. Слова, которые Сакс использует в конце, были подсказаны женой Вагнера, Козимой, которая считала, что их нужно подчеркнуть. Весь цвет произведения меняется на две страницы; это странно; это становится даже мелодраматическим, так что вы можете сказать, что Вагнер не был в этом сердцем, на самом деле.

Это не похоже на него?

Нет, вы знаете, как это звучит? Звучит как итальянская опера. Звучит так, как будто этому не следует придавать чрезмерного значения. Это мое ощущение.

«Конечно, это национализм, — сказал Паппано о финальной сцене оперы, которая вызвала много споров, — но это не нацизм». Кредит. Виктор Льоренте для The New York Times

Говоря о традициях и инновациях, куда вы собираетесь привести Лондонский симфонический оркестр, оркестр с такими давними традициями?

Я потратил много времени на размышления о том, что я принесу, но дело в том, что я приводил Тони Паппано в оркестр с 1996 года, когда впервые встретился с ними в студии Abbey Road, чтобы Запись «La Rondine» Пуччини. Они знают меня вдоль и поперек, понимаете?

Я хочу использовать это в свою пользу. Я буду со своим итальянским оркестром уже 18 лет, и я много там сделал.Лондон совсем другой: гораздо менее консервативный, гораздо более авантюрный. Так что я выйду из своей зоны комфорта, но с большим удовольствием, особенно для того, чтобы отпраздновать то, что я очень-очень люблю, а именно английскую музыку.

Есть ли что-то, чего вы не достигли в Ковент-Гардене, но хотели бы сделать за оставшиеся три года?

Я все глубже погружаюсь в итальянский репертуар. Можно подумать, что это данность, но нет. Я впервые буду делать пьесы, например, «Турандот». Я только что дирижировал «Риголетто», чтобы открыть сезон; Я не проводил его 29 лет, представляете? Итальянский репертуар нуждается в большей помощи, потому что для него гораздо сложнее найти гламурных дирижеров. Поэтому для меня как для музыкального руководителя важно убедиться, что это поддерживается и отмечается так, как должно быть. Репертуар большинства домов в основном итальянский, потому что именно на него продаются билеты, но я хочу, чтобы это было сделано на очень высоком уровне.

В 2023 году я начну новый «Кольцо» с Барри Коски в качестве режиссера. Это пойдет дальше, чем мое пребывание в должности музыкального директора, но это то, что будет держать меня рядом с домом. Вы не можете просто выбросить 20 с лишним лет и двигаться дальше. Я был очень счастлив там, где я работал. Поэтому не чините то, что не сломалось.

Читайте также: