Сколько памяти у человека

Обновлено: 21.11.2024

Если вы когда-нибудь уверенно входили в комнату только для того, чтобы забыть, зачем вообще туда ходили, то вы поймете, что человеческая память полна сюрпризов. Кажется, что мы забываем важную информацию, но помним тысячи обыденных деталей, которые нам никогда не понадобятся. Почему это так? Читайте 10 самых странных и удивительных фактов о вашей памяти.

1) Количество информации, которую вы можете запомнить, практически не ограничено

Учитывая, как много мы забываем каждый день, это может показаться странным, но совершенно верно, что наш мозг обладает практически неограниченным «объемом памяти» для обучения. Грубый подсчет Пола Ребера, профессора психологии Северо-Западного университета, предполагает, что мозг может хранить 2,5 ПЕТАБАЙТА данных — это 2 500 000 гигабайт, или 300 лет телевидения. Итак, если у нас практически неограниченный объем памяти, почему мы до сих пор так много забываем? Это огромная тема, безусловно, достойная отдельного поста, но многие данные свидетельствуют о том, что мы с большей вероятностью запомним что-то, если приложим активные усилия, чтобы понять это, и если мы сталкиваемся с этим регулярно, поскольку это укрепляет связи между нейронами. в мозгу и облегчает запоминание информации.

Человеческий мозг состоит примерно из миллиарда нейронов. Каждый нейрон образует около 1000 соединений с другими нейронами, что составляет более триллиона соединений. Нейроны объединяются таким образом, что каждый из них одновременно помогает воспроизвести множество воспоминаний, экспоненциально увеличивая емкость памяти мозга примерно до 2,5 петабайт, — профессор Пол Ребер, Северо-Западный университет

2) … Но в нашей «краткосрочной» памяти мы можем помнить лишь несколько вещей

В значительной степени причина, по которой мы так много забываем, вполне может заключаться в том, что, хотя наша долговременная память практически безгранична, наша кратковременная, или «рабочая», память имеет гораздо меньший объем. Первоначальные исследования кратковременной памяти говорят, что мы можем запомнить только от 5 до 9 фрагментов информации в любой момент времени, хотя более поздние эксперименты предполагают, что это может быть даже всего 4! Не убежден? Попробуйте сами с помощью этого быстрого эксперимента! Изучите приведенный ниже список слов в течение 2 минут, затем (не оглядываясь на них) запишите столько слов, сколько сможете вспомнить.

Эти ограничения кратковременной памяти объясняют, почему "зубильная" информация непосредственно перед экзаменом не работает так хорошо, поэтому одна из четких стратегий, позволяющих запомнить больше того, что вы изучаете, – это распределить время обучения таким образом, чтобы больше информации поступало из вашей памяти. кратковременно в долгосрочную память.

3) Изучение новых вещей приводит к физическим изменениям в структуре вашего мозга

Можно представить себе мозг как "волшебную шкатулку", в которой хранятся ваши мысли, воспоминания и эмоции, но когда дело доходит до этого, мозг является такой же частью вашего тела, как сердце и ваши мышцы. Таким образом, «упражнение» вашего мозга определенным образом — будь то изучение нового навыка, такого как игра на музыкальном инструменте или новый язык, или просто изучение новых вещей из книги — приводит к физическим изменениям в его структуре. Благодаря современным методам визуализации, таким как магнитно-резонансная томография (МРТ), ученые действительно могут визуализировать эти изменения до и после «обучения» и обнаружили не только значительное увеличение активности (измеряемой кровотоком) в определенных областях мозг, связанный с этой деятельностью, но долговременные структурные изменения белого и серого вещества. На картинке слева показаны эти изменения в случае с видеоиграми, но эксперименты показали это в огромном разнообразии начинаний, таких как таксисты, изучающие новые навигационные маршруты и (особенно) в детстве.

4) Возможность быстрого доступа к информации (например, в Интернете) снижает вероятность того, что вы ее запомните

Это здорово, когда можно получить доступ практически к любой части информации за несколько секунд, и такие ресурсы, как Google, Wikipedia и YouTube, несомненно, стали важными элементами революции в том, как мы находим информацию. Но исследования показывают, что у такого удобного доступа к информации есть интересная обратная сторона: если мозг знает, что может так легко снова получить к ней доступ, он с меньшей вероятностью будет вспоминать саму информацию!

Мы не пытаемся хранить информацию в собственной памяти в том же объеме, в котором мы это делали раньше, потому что мы знаем, что Интернет знает все… …Можно предположить, что это распространяется и на личные воспоминания, так как мы постоянно ищем на мир через объектив камеры нашего смартфона, может привести к тому, что мы будем доверять нашим смартфонам хранить наши воспоминания для нас. Так мы меньше обращаем внимания на саму жизнь и хуже запоминаем события из собственной жизни. – Доктор.Мария Вимбер, Бирмингемский университет

Этот феномен стал известен как "Эффект Google" и стал частью непрекращающихся дебатов о том, делает ли Интернет нас глупее.

5) Мы можем помнить вещи, которых даже не было

С течением времени может быть трудно понять, насколько точны наши воспоминания о событии. Действительно, для многих наших детских воспоминаний может быть трудно определить, помним ли мы само событие из первых рук или просто вспоминают историю, рассказанную нашими родителями, по фотографиям или домашним видео того времени. Но эта концепция имеет гораздо более пугающее значение, которое изучалось психологами. В ходе эксперимента интервьюерам удалось убедить 70 % людей, что они совершили преступление, хотя на самом деле это было не так.

«На этих сессиях некоторые участники вспоминали невероятно яркие детали и разыгрывали преступления, которых они никогда не совершали», — д-р. Джулия Шоу, Бедфордширский университет

Это имеет огромное значение для нашей правовой системы и того, как свидетельские показания используются в суде, и дает еще одно захватывающее представление о том, как на самом деле работает наш мозг.

6) Проверять себя на информации лучше, чем просто репетировать или перечитывать ее

Слово "тест", вероятно, не уступает слову "публичное выступление" с точки зрения его способности наводить ужас на людей. Никто не любит тесты, и даже профессионалы в области образования утверждают, что нас слишком часто тестируют, и это мешает «настоящему» образованию. Действительно, в образовательных кругах часто цитируют цитату:

«Свинью не откормишь, постоянно взвешивая ее»

С таким количеством обязательных национальных тестов, которые предстоит сдать сегодня учащимся, трудно поспорить. Однако исследования показывают, что регулярное тестирование с «низкими ставками» на самом деле может быть невероятно полезным для нашего обучения. Вместо того, чтобы постоянно получать информацию с ложечки, перечитывая ее в одной и той же книге, тестирование заставляет нас сталкиваться с пробелами в наших знаниях и заставляет мозг работать усерднее, чтобы извлечь часть информации. При этом он фактически укрепляет эти нейронные связи и облегчает их извлечение в будущем. В этом смысле мозг похож на мышцу: его нужно тренировать, чтобы он стал сильнее.

  1. Поиск способствует дальнейшему запоминанию («эффект тестирования»).
  2. Тестирование выявляет пробелы в знаниях.
  3. Тестирование позволяет учащимся узнать больше из следующего учебного эпизода.
  4. Тестирование улучшает организацию знаний.
  5. Тестирование улучшает перенос знаний в новые контексты.
  6. Тестирование может облегчить поиск информации, которая не была проверена.
  7. Тестирование улучшает метакогнитивный мониторинг.
  8. Тестирование предотвращает помехи от предыдущего материала при изучении нового материала.
  9. Тестирование обеспечивает обратную связь с преподавателями.
  10. Частое тестирование побуждает учащихся учиться

Это множество причин, чтобы сразу же начать проверять свои знания!

7) (Почти) Забыв что-то, вы с большей вероятностью вспомните это

Оказывается, частичное забвение чего-либо, а затем попытки вспомнить это является необходимой частью процесса формирования памяти. Когда мы пытаемся что-то вспомнить, мы тренируем свой мозг и говорим ему, что «эта информация важна, храните ее в надежном и легкодоступном месте!». Это ключевая концепция техники «интервального повторения». Интервальное повторение — это метод обучения, при котором фрагменты информации повторно посещаются через определенные промежутки времени, чтобы укрепить память о ней. Идея состоит в том, что вы повторно посещаете часть информации, когда вы *почти* забыли ее, тем самым возвращая ее на передний план вашего разума. Этот процесс используется в ряде систем, включая Anki, SuperMemo и (наше собственное приложение!) Synap.

«Кривая забывания» показывает, насколько быстро мы забываем информацию после того, как выучили ее. Регулярный просмотр информации с помощью интервальных повторений может значительно улучшить объем информации, которую мы запоминаем

Для получения более подробной информации о интервальных повторениях ознакомьтесь с записью нашего блога "Что такое интервальные повторения и почему вы должны их использовать?".

8) Воспоминания начинают формироваться в утробе матери — уже на 4-м месяце беременности!

Эксперименты, известные как пренатальная или эмбриональная память, показали, что зародыши на самом деле могут запоминать звуки, которые им воспроизводятся, что подтверждает множество анекдотических утверждений матерей о том, что их новорожденных детей успокаивают определенные звуки, звучащие в их окружении. На самом деле ученые теперь считают, что пренатальная память имеет решающее значение для развития привязанности младенца к матери.

9) Нет единого места, где в мозгу живет данное воспоминание; он разбросан по разным регионам

Живя в эпоху Интернета, наш мозг можно представить как своего рода цифровой регистратор информации, который мы можем включать и выключать, когда читаем, слушаем или смотрим что-то. Подразумеваемый вывод из этой аналогии заключается в том, что информация хранится и аккуратно упаковывается в «файл» где-то в нашем сознании, к которому затем можно получить доступ в будущем. К сожалению, человеческая память так не работает. Наш мозг не похож на видеокамеру — информация поступает из мира и параллельно обрабатывается множеством различных структур, которые сходятся и расходятся друг от друга множеством различных способов. Наша «память» о чем-то — это не отдельный файл, который можно идентифицировать, а сложная мозаика, созданная различными частями нашего мозга, работающими в тандеме.

Мозг представляет собой серию взаимосвязанных путей, которые сходятся и расходятся друг от друга во многих разных точках[/caption]Это особенно верно для новых воспоминаний, где различные «типы» информации, связанной с памятью, хранятся в этой области. мозга, в котором они впервые возникли — так что зрительная информация находится в одной области, слуховая — в другой, знакомые имена — в другой и так далее. Существует процесс консолидации, который имеет решающее значение для формирования долговременных воспоминаний, когда память сгущается и упаковывается в более специализированный набор нейронов в мозгу, хотя для его развития требуется время.

10) Эмоциональная интенсивность определяет способ хранения воспоминаний

«Эмоционально заряженные события запоминаются лучше — дольше и с большей точностью — чем нейтральные события», — д-р. Джон Медина, Правила мозга

Мозг обрабатывает огромное количество данных каждый день, поэтому очевидно, что ему нужна какая-то система "сортировки" для определения того, что важно запомнить, а что можно стереть из нашей памяти. Очевидно, хороший способ сделать это — расставить приоритеты в информации по ее эмоциональной интенсивности. Ясно, что вещи, на которые у нас возникает сильная эмоциональная реакция, могут быть более важными, чем те, которые мы едва замечаем. Хотя нет точного определения того, что представляет собой «эмоциональное событие», с научной точки зрения одной сильной корреляцией является выброс химического вещества под названием дофамин в мозг. Доктор Медина описывает дофамин как записку для мозга, которая говорит: «ПОМНИ ЭТО!» и прикрепляется к определенному воспоминанию. Если мы учимся таким образом, который вовлекает нас эмоционально, то мы с большей вероятностью запомним это. Это связано с тем, как мы можем связать обрабатываемую информацию с нашей собственной жизнью — поэтому, если мы понимаем важность чего-либо, а не просто пытаемся запомнить список фактов, тогда информация будет храниться лучше и дольше.

Каков объем памяти человеческого мозга? Есть ли физический предел объема информации, которую вы можете хранить?

В этой статье мы собираемся ответить на вопрос «Может ли ваш мозг переполниться?», мы определим возможные пределы человеческой памяти и сколько информации мозг может обрабатывать одновременно.

Может ли ваш мозг переполниться?

Нет, мозг не может наполниться. Мозг настолько специализирован, что отбрасывает ненужную информацию, чтобы освободить место для новых воспоминаний.

Часто, когда мы учимся слишком долго, кажется, что наш мозг больше не может удерживать больше информации. Мы чувствуем, что больше ни одна информация не умещается в наших головах, и что наши возможности хранения, вероятно, достигли своего предела.

Однако наше тело не похоже на компьютер, и количество информации, которое может хранить человеческий мозг, нельзя измерить таким же образом.

Хранилище мозга

Под хранением понимается информация, хранящаяся в мозгу в одной из трех возможных областей памяти: сенсорной памяти, кратковременной памяти и долговременной памяти. Таким образом, мозг обрабатывает получаемую нами информацию, и мы не чувствуем себя слишком перегруженными ею.

Если мы видим, что что-то повторяется несколько раз в течение длительного времени, возможно, это остается в нашей долговременной памяти, в то время как другие вещи просто проходят через наш мозг.

Долговременная память не находится в какой-то конкретной области мозга, она распределена в коре головного мозга. После консолидации он сохраняется в виде группы нейронов в той же области мозга, где он был сгенерирован. Например, это будет в зрительной коре, если это память, связанная со зрением.

Таким образом воспоминания перестраиваются, и новые элементы берутся из разных частей мозга, и они не остаются статичными. Хотя на данный момент мы не помним некоторые данные, информация все равно есть.Кроме того, невозможно удалить информацию по желанию, что было бы полезно, если бы мы пострадали от травматического события.

Память

Каков объем памяти человеческого мозга? Есть ли физический предел объема информации, которую вы можете хранить?

Отвечает Пол Ребер, профессор психологии Северо-Западного университета.

«Г-н. Осборн – Можно меня извинить? Мой мозг переполнен». — спросил ученик своего учителя в классическом комиксе Гэри Ларсона. Бесстрастным ответом на этот вопрос было бы: «Нет, ваш мозг почти наверняка не заполнен». Хотя должен быть какой-то физический предел объема памяти, который вы можете хранить, он все равно очень велик. Вам не нужно беспокоиться о нехватке места на протяжении всей жизни.

Как генерируются воспоминания?

Самый распространенный миф заключается в том, что мозг считают своего рода хранилищем памяти или наиболее развитой версией, то есть сравнивают его с компьютером, в котором долговременная память (которой является жесткий диск) и рабочая память (которая может быть ОЗУ) сосуществуют.

Но это совсем не так. Реальность сложнее, и, возможно, чтобы избежать этого абстрактного упражнения, мы предпочитаем объяснять работу нашего мозга более реальными моделями.

Правда в том, что хранить воспоминания физически и биологически невозможно. Мозг закрепляет в памяти «схемы функционирования», то есть то, как определенные группы нейронов срабатывают каждый раз, когда мы узнаем что-то новое.

Генерация новой памяти требует корректировки связей между нейронами. Каждое новое воспоминание вносит некоторые изменения в то, как нейроны в мозге взаимодействуют через синапс. Наконец, чтобы сохранить воспоминания на долгие годы, нейроны должны создавать новые белки.

Мозг хранит информацию об определенной частоте, амплитуде и последовательности нейронных цепей, участвующих в обучении. Хранится не конкретный факт, а то, как система работает с этим конкретным фактом.

Когда память возвращается к памяти, это все равно, что начинать весь процесс с самого начала, создавая новые белки.

Важно отметить, что мы не извлекаем память в том виде, в каком она была сохранена; мы реконструируем его в нашем воображении из реактивации соответствующих моделей функционирования.

Каков лимит памяти?

Если бы мы измерили емкость нашего мозга, то могли бы сказать, что она близка к 2,5 петабайтам (миллиону гигабайт). Если сравнить, то можно сказать, что это эквивалентно 300 годам в телевизионных программах.

Маловероятно, что кто-то использует все возможности своего мозга, потому что одни воспоминания занимают мало места, а другие занимают больше. Хотя мы храним некоторую информацию, другая неизбежно стирается, оставляя место для новых воспоминаний.

Мы не можем удалить информацию по своему желанию, потому что это то, что делает наш мозг без нашего постоянного анализа. Эмоциональные воспоминания с большей вероятностью останутся, в то время как нам трудно вспомнить мелкие личные подробности.

В любом случае наш мозг не может быть полностью заполнен информацией, потому что нет человека, который мог бы испытать так много вещей или сохранить все данные слишком долго.

Слишком много информации одновременно: многозадачность

Возможность разговаривать по телефону, читая электронную почту и отправляя сообщение в Твиттере, сегодня является распространенным сценарием. И все это происходит посреди растущего и безграничного океана информации, которая достигает нас во всех направлениях и стимулирует все органы чувств.

Но человеческий мозг не создан для эффективного функционирования в такой среде, соглашается большинство экспертов, и ожидание его эволюции может занять десятки тысяч лет.

Итак, наш «командный центр» перерабатывает свои функции, чтобы они соответствовали реалиям цифровой эпохи. Но делать это нужно сбалансированно, предупреждают неврологи.

«Технически мы не можем уделять одинаковое внимание двум сложным когнитивным задачам», — сказал Эдвард Хэллоуэлл, писатель, детский и взрослый психиатр из Нью-Йорка и Бостона.

Хэллоуэлл говорит, что когда кто-то говорит о многозадачности, мозг быстро переключает внимание с одной задачи на другую.

Он признает, что относительно простые действия, такие как ходьба и разговор, могут выполняться одновременно, но по мере их усложнения сила концентрации ослабевает.

Жонглирование

Для психиатра Эдварда Хэллоуэлла все зависит от объема обрабатываемой информации.

«Возьмите оператора с диспетчерской. Они обращают внимание на все виды информации, направляя пилотов на безопасную посадку», — сказал он. «Приходит время, когда у них слишком много самолетов, и они не могут этого сделать».

«Существует ограничение на количество мячей, которые жонглер может держать в воздухе», — подчеркнул он.

Неврология отмечает, что наш мозг эволюционировал для мира, сильно отличающегося от того, в котором мы сейчас живем.Он не оптимизирован для выполнения многих задач, с которыми мы сталкиваемся, таких как вычисления числовых значений или запоминание имен всех людей, которых мы встречаем ежедневно.

Он также не предназначен для поглощения и хранения огромных объемов информации, с которыми мы сталкиваемся сегодня.

Но мы не можем ждать, пока мозг разовьется и разовьет механизмы, позволяющие ему обрабатывать большие объемы информации. На это уйдут десятки тысяч лет.

Нейрообратная связь

Это философия (и наука), стоящая за тем, чем занимается доктор Эран Зейдель, коллега Шамса по Калифорнийскому университету.

"Мозг в основном продукт работы жестянщика, а не инженера", – сказал Зейдер. «Поскольку мы не можем дождаться, когда он будет развиваться, мы должны изменить его дизайн, и у нас есть способ сделать это».

Доктор. Зейдель работает над формой биологической обратной связи для мозга, которую он называет нейробиоуправлением.

Точно так же, как телесные функции, такие как артериальное давление, можно изменить с помощью приятного разговора с пациентом, можно изменить и частоты мозга.

"Я перешел от воздействия на периферическую нервную систему (с помощью обратной связи) к изменению центральной нервной системы (с помощью нейробиоуправления)", – продолжил он.

"С помощью нейробиоуправления я могу изменить состояние мозга на любое, какое захочу, и это открывает двери для того, как мы обрабатываем информацию", – сказал Зейдель.

Это позволит, например, мозгу использовать фильтры для отбрасывания информации, которую он не считает необходимой для выполняемой задачи, тем самым освобождая другие места и делая ее более мощной.

"Мы развиваемся в новых творческих, фантастических и интересных направлениях", – сказал психиатр Эдвард Хэллоуэлл. «Мы разрабатываем новые нейронные сети для быстрой обработки информации», — сказал он. «Но то, что мы прибавляем в скорости, мы теряем в глубине».

Хэллоуэлл предупредил, что мы не должны упускать из виду моменты, когда необходима концентрация. «Когда нам нужно сосредоточиться, мы должны отказаться от многозадачности».

"Если мы едем в машине, слушаем музыку и заблудились, что нам делать?" Он спросил. «Мы приглушили музыку, чтобы восстановить концентрацию».

Итак, может ли ваш мозг насытиться?

Да, но только определенным образом. Память зависит от образования новых нейронных связей, а мозг имеет конечное число нейронов и ограниченное пространство, в котором он может добавлять новые связи между ними. Однако здоровый мозг никогда не перестает учиться.

На самом деле не существует такого понятия, как «память». Когда мы вспоминаем, что случилось с нами, это переводится во взаимосвязанные сотовые сети. Иногда, если мы не можем вспомнить событие одним способом, мы можем вызвать его в памяти с помощью других связей.

По мере того, как мы становимся старше и нам нужно помнить все больше и больше вещей, связи становятся все более сложными. Даже когда наш мозг перегружен, одни и те же нейроны очень гибко используются для различных воспоминаний.

Таким образом, возможно, что мы будем склонны путать события или испытывать трудности с запоминанием, но на самом деле мы не можем сказать, что «у нас закончилась память».

Есть три основных ограничения нашего мозга:

Во-первых, внимание, которое очень легко рассеять. Во-вторых, объем нашей памяти, потому что мы можем одновременно удерживать в уме лишь небольшое количество информации.

В-третьих, скорость обработки, поскольку, несмотря на то, что каждая область нашего мозга обрабатывает информацию очень быстро, в целом он работает как сеть, в которой эти области постоянно взаимодействуют, что приводит к увеличению времени обработки.

Знаете ли вы, что в нашем мозгу может храниться так много информации?

Часто задаваемые вопросы: может ли ваш мозг переполниться?

Может ли у вас закончиться память в вашем мозгу?

Нет, у вас не может закончиться память. Конечно, возможно, есть предел, но он слишком велик.

Есть ли у вашего мозга емкость?

Да, у мозга большие возможности, мы говорим о 1 миллионе гигабайт.

Можно ли увеличить размер мозга?

Нет, размер мозга нельзя увеличить. Но вы можете тренироваться! Аэробные упражнения улучшают память.

Сколько оперативной памяти у человеческого мозга?

По данным вычислительных нейробиологов, объем мозга составляет от 1 терабайта до 2,5 петабайт.

Может ли ваш мозг взорваться?

Нет, ваш мозг не может взорваться сам по себе, независимо от того, какую химическую активность он выполняет.

В этой статье мы ответили на вопрос «Может ли ваш мозг переполниться?», а также определили возможные пределы человеческой памяти и объем информации, который мозг может обрабатывать одновременно.

Если у вас есть комментарии или вопросы, сообщите нам об этом!

Ссылки

Ребер, П. Дж. (2013 г.). Нейронная основа имплицитного обучения и памяти: обзор нейропсихологических и нейровизуализационных исследований. Нейропсихология, 51(10), 2026–2042.

Йейтс, Фрэнсис А. (1966). Искусство памяти. Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Вы когда-нибудь задумывались, сколько "гигабайт" мог бы хранить ваш мозг, если бы он был компьютером? Ученые подсчитали, что ответ будет эквивалентен до 2,5 миллионов гигабайт памяти! Это сопоставимо с самым большим жестким диском на сегодняшний день — всего 10 000 гигабайт. Даже суперкомпьютер не может сравниться по возможностям с человеческим мозгом. Ниже вы найдете еще несколько потрясающих фактов о человеческой памяти.

  1. Большинство взрослых, если их не интересует тема, могут удерживать внимание в течение 20 минут. По оценкам исследователей, продолжительность концентрации внимания взрослых за последнее десятилетие сократилась примерно на 12 минут. Кажется, наша стремительная жизнь и полная зависимость от технологий дали о себе знать.
  2. Кратковременная память может хранить до 7 фрагментов информации одновременно. Но только около 20 секунд!
  3. Согласно исследованию, проведенному в 2001 году, память у левшей лучше. Это связано с тем, что мозолистое тело (белое вещество мозга) у левшей больше, чем у правшей.
  4. Большинство воспоминаний взрослых связано с периодом от 15 до 25 лет. «Вспышка воспоминаний», которая представляет собой склонность пожилых людей вспоминать события, произошедшие в подростковом и раннем взрослом возрасте, может составлять 60 % всех воспоминаний.
  5. Плохие воспоминания можно стереть. Исследования показывают, что бета-блокаторы мешают воспоминаниям, особенно сильным эмоциональным воспоминаниям, связанным с травмой. Бета-блокаторы назначают для лечения таких заболеваний, как высокое кровяное давление, мигрень, стенокардия и различные проблемы с сердцем. Но, возможно, это та волшебная таблетка, которая стирала эти ужасные воспоминания.
  6. Почему мы не можем вспомнить, что произошло прошлой ночью, после того, как слишком много играли в алкогольные игры? Алкоголь отрицательно влияет на нашу память и мешает мозгу передавать информацию в долговременную память.
  7. По оценкам ученых, в течение всей жизни мозг современного человека может хранить до 1 квадриллиона единиц информации. Чтобы отказаться от лучшей идеи, квадриллион равен 1 000 000 000 000 000!
  8. В среднем у вас возникает 70 000 мыслей в день. Чтобы не думать, что мозг отключается во время сна, сновидения требуют больше мозговой активности, чем любая функция бодрствования.
  9. Зрительная память очевидцев общеизвестно неточна. Из 235 неправомерных приговоров в США 75 % были вынесены ненадежным свидетелем.
  10. Гиппокамп головного мозга (не гиппопотам!) играет важную роль в преобразовании кратковременных воспоминаний в долговременные. Это небольшая подковообразная область мозга, расположенная симметрично с обеих сторон мозга. Со временем он уменьшается, и к 80 годам 20% его нервных связей могут быть потеряны. Если одна сторона гиппокампа повреждена, это никак не повлияет на память. Однако повреждение обеих сторон остановит хранение любых новых воспоминаний!

С 86 миллиардами нейронов, 400 милями капилляров, 100 тысяч миль аксонов (достаточно, чтобы обогнуть Землю 4 раза), более чем 10 триллионами синапсов человеческий мозг — поистине удивительный орган. И каждый день ученые открывают новое чудо, спрятанное в складках нашего мозга!

Дуглас Смит, профессор нейрохирургии и директор Центра травм и восстановления головного мозга Пенсильванского университета, отвечает:

ХОТЯ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВАЯ ТРАВМА в результате автомобильной аварии или столкновения во время футбольного матча часто вызывает внезапное изменение когнитивных способностей спустя годы, это изменение не появляется внезапно — повреждение накапливается медленно, незаметно, с течением времени.

После травмы прогрессирующее ухудшение состояния мозга, которое может произойти, вероятно, достигает критической точки, после которой «внезапная» потеря функции становится очевидной. В зависимости от типа и тяжести черепно-мозговой травмы (ЧМТ) она может ускорить потерю памяти или повысить вероятность развития болезни Альцгеймера.

ЧМТ обычно повреждает нервные волокна в головном мозге, называемые аксонами. Эти тонкие трубчатые структуры передают электрические и химические сигналы, необходимые для передачи информации между различными областями мозга. По неизвестным причинам эти хрупкие структуры не только отсоединяются вскоре после травмы, но и могут продолжать отсоединяться даже спустя десятилетия у некоторых пациентов. После отсоединения тупой конец аксона запечатывается, набухает от жидкости, ферментов и белков и в конце концов разрывается. Когда аксоны разрываются, они часто распределяют амилоидные белки по соседней мозговой ткани. Эти липкие белки являются отличительной чертой болезни Альцгеймера, и на самом деле у многих пациентов с ЧМТ в более позднем возрасте проявляются признаки деменции, которые имитируют ухудшение, наблюдаемое у пациентов с болезнью Альцгеймера.

Кроме того, если аксоны исчезают или плохо функционируют после ЧМТ, способность человека обрабатывать новую информацию может замедляться. Выжившие аксоны могут компенсировать повреждение за счет усиления передачи электрических сигналов и, таким образом, восстановления нормальной скорости обработки информации в головном мозге. Однако это временное решение может привести к тому, что эти аксоны станут еще более чувствительными к повреждению, если произойдет второе сотрясение мозга.

У большинства людей с ЧМТ прогрессирующее повреждение аксонов, но трудно предсказать, у кого будут когнитивные изменения спустя годы. ЧМТ оказывает разрушительное воздействие на общество: ежегодно в США регистрируется более 1,5 миллиона случаев. В настоящее время не существует методов лечения ни краткосрочных, ни долгосрочных повреждений, а это означает, что на данный момент лучшее лечение — это защита и профилактика.

Каков объем памяти человеческого мозга? Есть ли физический предел объему информации, которую он может хранить?
—Дж. Хоуз, Хантингтон-Бич, Калифорния

Пол Ребер, профессор психологии Северо-Западного университета, отвечает:

"МИСТЕР ОСБОРН, простите меня? У меня переполнен мозг", — спрашивает школьник с особенно маленькой головой своего классного руководителя в классическом комиксе Far Side Гэри Ларсона. Невозмутимый ответ на этот вопрос было бы: «Нет, ваш мозг почти наверняка не заполнен». Хотя должен быть физический предел тому, сколько воспоминаний мы можем хранить, оно чрезвычайно велико. Нам не нужно беспокоиться о том, что в нашей жизни не хватит места.

Человеческий мозг состоит примерно из миллиарда нейронов. Каждый нейрон образует около 1000 соединений с другими нейронами, что составляет более триллиона соединений. Если бы каждый нейрон мог хранить только одну память, нехватка места была бы проблемой. У вас может быть всего несколько гигабайт дискового пространства, как на iPod или USB-накопителе. Тем не менее, нейроны объединяются таким образом, что каждый из них помогает со многими воспоминаниями одновременно, экспоненциально увеличивая объем памяти мозга примерно до 2,5 петабайт (или миллиона гигабайт). Для сравнения, если бы ваш мозг работал как цифровой видеомагнитофон в телевизоре, 2,5 петабайта хватило бы для хранения трех миллионов часов телепередач. Чтобы израсходовать всю эту память, телевизор должен работать непрерывно более 300 лет.

Точную емкость памяти для хранения воспоминаний рассчитать сложно. Во-первых, мы не знаем, как измерить размер памяти. Во-вторых, некоторые воспоминания содержат больше деталей и поэтому занимают больше места; другие воспоминания забываются и таким образом освобождают место. Кроме того, некоторая информация вообще не стоит запоминания.

Это хорошая новость, потому что наш мозг может не отставать от поиска новых впечатлений на протяжении всей жизни. Если бы продолжительность жизни человека значительно увеличилась, смогли бы мы заполнить свой мозг? Я не уверен. Спросите меня еще раз через 100 лет.

Эта статья изначально была опубликована под названием «Спросите мозги» в SA Mind 21, 2, 70 (май 2010 г.)

Читайте также: