Почему использование компьютерных методов исследования и обработки информации создает условия для

Обновлено: 02.07.2024

В основе когнитивной психологии лежит идея обработки информации.

Когнитивная психология рассматривает человека как процессора информации, во многом так же, как компьютер получает информацию и следует программе для получения результата.

Основные предположения

Основные предположения

Подход к обработке информации основан на ряде предположений, в том числе:

(1) информация, предоставляемая окружающей средой, обрабатывается рядом систем обработки (например, внимание, восприятие, кратковременная память);

(2) эти системы обработки преобразуют или изменяют информацию в систематическими способами;

(3) цель исследования — определить процессы и структуры, лежащие в основе когнитивных функций;

(4) обработка информации у людей похожа на обработку в компьютерах.

Компьютер — аналогия разума

Компьютер — аналогия разума

метафора компьютерного мозга

Развитие компьютеров в 1950-х и 1960-х годах оказало важное влияние на психологию и отчасти стало причиной того, что когнитивный подход стал доминирующим подходом в современной психологии (заменив бихевиоризм).

Компьютер дал когнитивным психологам метафору или аналогию, с которой они могли сравнить мыслительную деятельность человека. Использование компьютера в качестве инструмента для понимания того, как человеческий разум обрабатывает информацию, известно как компьютерная аналогия.

По сути, компьютер кодирует (то есть изменяет) информацию, хранит информацию, использует информацию и производит вывод (извлекает информацию). Идея обработки информации была принята когнитивными психологами как модель того, как работает человеческое мышление.

Например, глаз получает визуальную информацию и кодирует информацию в электрическую нейронную активность, которая возвращается в мозг, где она «хранится» и «кодируется». Эта информация может использоваться другими частями мозга, связанными с умственной деятельностью, такой как память, восприятие и внимание. Результатом (т. е. поведением) может быть, например, чтение того, что вы видите на печатной странице.

Следовательно, подход к обработке информации характеризует мышление как среду, обеспечивающую ввод данных, которые затем преобразуются нашими органами чувств. Информацию можно хранить, извлекать и преобразовывать с помощью «ментальных программ», результатом чего являются поведенческие реакции.

Когнитивная психология повлияла и интегрировалась со многими другими подходами и областями исследований, чтобы создать, например, теорию социального обучения, когнитивную нейропсихологию и искусственный интеллект (ИИ).

Обработка информации и выборочное внимание

Обработка информации и выборочное внимание

Когда мы выборочно обращаем внимание на одно действие, мы, как правило, игнорируем другие стимулы, хотя наше внимание может быть отвлечено чем-то другим, например телефонным звонком или кем-то, кто называет наше имя.

Психологов интересует, что заставляет нас обращать внимание на одно, а не на другое (избирательное внимание); почему мы иногда переключаем свое внимание на то, что раньше оставалось без внимания (например, синдром вечеринки с коктейлем), и на скольких вещах мы можем сосредоточиться одновременно (объем внимания).

Один из способов концептуализации внимания — представить людей как обработчиков информации, которые могут обрабатывать только ограниченный объем информации за раз, не перегружаясь.

Бродбент и другие в 1950-х годах приняли модель мозга как системы обработки информации с ограниченными возможностями, через которую передается внешний ввод.

подход к обработке информации

  • Процессы ввода связаны с анализом стимулов.
  • Процессы хранения охватывают все, что происходит со стимулами внутри мозга, и могут включать кодирование и манипулирование стимулами.
  • Процессы вывода отвечают за подготовку соответствующей реакции на стимул.

Критическая оценка

Критическая оценка

В рамках концепции обработки информации был предложен ряд моделей внимания, в том числе:

Модель фильтра Бродбента (1958 г.), модель затухания Трейсмана (1964 г.) и модель позднего отбора Дойча и Дойча (1963 г.).

Однако при изучении этих моделей и подхода к обработке информации в целом следует учитывать ряд оценочных моментов. К ним относятся:

  • Последовательная обработка фактически означает, что один процесс должен быть завершен до начала следующего.
  • Параллельная обработка предполагает, что некоторые или все процессы, связанные с когнитивной задачей, происходят одновременно.

Эксперименты с двумя задачами показали, что возможна параллельная обработка. Трудно определить, обрабатывается ли конкретная задача последовательно или параллельно, так как это, вероятно, зависит (а) от процессов, необходимых для решения задачи, и (б) от количества практики выполнения задачи.

Параллельная обработка, вероятно, чаще используется, когда кто-то обладает высокой квалификацией; например, опытный машинист думает на несколько букв вперед, а новичок сосредотачивается только на одной букве за раз.

<р>2. Аналогия между человеческим познанием и работой компьютера, используемая в подходе к обработке информации, ограничена.

Компьютеры можно рассматривать как системы обработки информации, поскольку они:

(i) комбинировать представленную информацию с сохраненной информацией для решения различных проблем, и

НО -

(i) человеческий мозг способен к обширной параллельной обработке, а компьютеры часто полагаются на последовательную обработку;

<р>3. Доказательства теорий/моделей внимания, подпадающих под подход обработки информации, в значительной степени основаны на экспериментах в контролируемых научных условиях.

Большинство лабораторных исследований являются искусственными, и можно сказать, что они не имеют экологической достоверности.

В повседневной жизни когнитивные процессы часто связаны с целью (например, вы уделяете внимание в классе, потому что хотите сдать экзамен), тогда как в лаборатории эксперименты проводятся изолированно от других когнитивных и мотивационных факторов.< /p>

Хотя эти лабораторные эксперименты легко интерпретировать, данные могут быть неприменимы к реальному миру за пределами лаборатории. Были предложены более современные экологически обоснованные подходы к познанию (например, Perceptual Cycle, Neisser, 1976).

Внимание в основном изучалось изолированно от других когнитивных процессов, хотя очевидно, что оно действует как взаимозависимая система со связанными когнитивными процессами восприятия и памяти.

Чем успешнее мы изучаем часть когнитивной системы изолированно, тем меньше наши данные говорят нам о когнитивных способностях в повседневной жизни.

<р>4. Хотя общепризнано, что информация, управляемая стимулом (восходящая снизу вверх), важна для познания, то, что человек привносит в задачу с точки зрения ожиданий/прошлого опыта, также важно.

Эти влияния известны как "нисходящие" или "концептуально управляемые" процессы. Например, прочтите треугольник ниже:

визуальная иллюзия
< /p>

Ожидание (обработка «сверху вниз») часто замещает информацию, действительно имеющуюся в стимуле (снизу вверх), на который мы предположительно обращаем внимание. Как вы прочитали текст в треугольнике выше?

Ссылки на стиль APA

Бродбент, Д. (1958). Восприятие и общение. Лондон: Pergamon Press.

Дойч, Дж. А., и Дойч, Д. (1963). Внимание: некоторые теоретические соображения. Психологический обзор, 70, 80–90

Нейссер, У. (1967). Когнитивная психология. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

Трейсман, А. (1964). Избирательное внимание у человека. Британский медицинский бюллетень, 20, 12–16.

Как ссылаться на эту статью:

Как ссылаться на эту статью:

Контент сайта Simply Psychology предназначен только для информационных и образовательных целей. Наш веб-сайт не предназначен для замены профессиональной медицинской консультации, диагностики или лечения.

Несмотря на то, что были приложены все усилия для соблюдения правил стиля цитирования, могут быть некоторые расхождения. Если у вас есть какие-либо вопросы, обратитесь к соответствующему руководству по стилю или другим источникам.

Наши редакторы рассмотрят то, что вы отправили, и решат, нужно ли пересматривать статью.

Структура информационной системы.

обработка информации, получение, запись, организация, поиск, отображение и распространение информации. В последние годы этот термин часто применялся конкретно к компьютерным операциям.

В популярном использовании термин информация относится к фактам и мнениям, предоставленным и полученным в ходе повседневной жизни: человек получает информацию непосредственно от других живых существ, из средств массовой информации, из электронных банков данных, и от всевозможных наблюдаемых явлений в окружающей среде. Человек, использующий такие факты и мнения, генерирует больше информации, часть которой сообщается другим в ходе дискурса, в инструкциях, в письмах и документах, а также через другие средства массовой информации.Информация, организованная в соответствии с некоторыми логическими отношениями, называется совокупностью знаний, которые должны быть получены путем систематического воздействия или изучения. Применение знаний (или навыков) дает опыт, а дополнительные аналитические или основанные на опыте идеи, как говорят, составляют примеры мудрости. Использование термина информация не ограничивается исключительно ее передачей посредством естественного языка. Информация также регистрируется и передается с помощью искусства, мимики и жестов или таких других физических реакций, как дрожь. Более того, каждое живое существо наделено информацией в виде генетического кода. Эти информационные явления пронизывают физический и ментальный мир, и их разнообразие таково, что до сих пор бросало вызов всем попыткам единого определения информации.

Интерес к информационным явлениям резко возрос в 20 веке, и сегодня они являются объектами изучения в ряде дисциплин, включая философию, физику, биологию, лингвистику, информатику и информатику, электронную и коммуникационную инженерию, науку об управлении, и социальные науки. С коммерческой точки зрения индустрия информационных услуг стала одной из самых новых отраслей во всем мире. Почти все остальные отрасли — производство и обслуживание — все больше озабочены информацией и ее обработкой. Различные, хотя и часто пересекающиеся, точки зрения и явления в этих областях приводят к различным (а иногда и противоречивым) концепциям и «определениям» информации.

В этой статье затрагиваются такие понятия, связанные с обработкой информации. Рассматривая основные элементы обработки информации, он различает информацию в аналоговой и цифровой форме и описывает ее получение, запись, организацию, поиск, отображение и методы распространения. Отдельная статья, информационная система, посвящена методам организационного контроля и распространения информации.

Общие соображения

Основные понятия

Интерес к тому, как передается информация и как ее носители передают смысл, со времен досократических философов занимал область исследования, называемую семиотикой, изучением знаков и знаковых явлений. Знаки являются нередуцируемыми элементами коммуникации и носителями смысла. Американскому философу, математику и физику Чарльзу С. Пирсу приписывают указание на три измерения знаков, которые связаны соответственно с телом или средой знака, объектом, который знак обозначает, и интерпретантом или интерпретантом. толкование знака. Пирс признал, что фундаментальные отношения информации по существу триадны; напротив, все отношения физических наук сводятся к диадическим (бинарным) отношениям. Другой американский философ, Чарльз У. Моррис, назвал эти три знаковых измерения синтаксическим, семантическим и прагматическим — имена, под которыми они известны сегодня.

Информационные процессы выполняются информационными процессорами. Для данного информационного процессора, физического или биологического, токен — это объект, лишенный смысла, который процессор распознает как полностью отличный от других токенов. Группа таких уникальных токенов, распознаваемых процессором, составляет его основной «алфавит»; например, точка, тире и пробел составляют основной алфавит символов процессора азбуки Морзе. Объекты, несущие значение, представлены наборами токенов, называемых символами. Последние объединяются, чтобы сформировать символические выражения, которые представляют собой входы или выходы из информационных процессов и хранятся в памяти процессора.

Информационные процессоры — это компоненты информационной системы, представляющей собой класс конструкций. Абстрактная модель информационной системы включает четыре основных элемента: процессор, память, рецептор и эффектор (рис. 1). У процессора есть несколько функций: (1) выполнять элементарные информационные процессы над символьными выражениями, (2) временно хранить в кратковременной памяти процессора входные и выходные выражения, над которыми работают эти процессы и которые они генерируют, (3) планировать выполнение этих процессов и (4) изменять эту последовательность операций в соответствии с содержимым кратковременной памяти. В памяти хранятся символьные выражения, в том числе те, которые представляют составные информационные процессы, называемые программами. Два других компонента, рецептор и эффектор, представляют собой механизмы ввода и вывода, функции которых заключаются, соответственно, в получении символических выражений или стимулов из внешней среды для обработки процессором и в передаче обработанных структур обратно в окружающую среду.

Мощность этой абстрактной модели системы обработки информации обеспечивается способностью составляющих ее процессоров выполнять небольшое количество элементарных информационных процессов: чтение; сравнение; создание, изменение и наименование; копирование; хранение; и писать. Модель, представляющая широкий спектр таких систем, оказалась полезной для объяснения искусственных информационных систем, реализованных на последовательных информационных процессорах.

Поскольку было признано, что в природе информационные процессы не являются строго последовательными, с 1980 года все большее внимание уделяется изучению человеческого мозга как информационного процессора параллельного типа. Когнитивные науки, междисциплинарная область, занимающаяся изучением человеческого разума, внесли свой вклад в развитие нейрокомпьютеров, нового класса параллельных процессоров с распределенной информацией, которые имитируют функционирование человеческого мозга, включая его возможности самоконтроля. организация и обучение. Так называемые нейронные сети, представляющие собой математические модели, вдохновленные сетью нейронных цепей человеческого мозга, все чаще находят применение в таких областях, как распознавание образов, управление производственными процессами и финансами, а также во многих исследовательских дисциплинах.

Информация как ресурс и товар

В конце 20 века информация приобрела два основных утилитарных значения. С одной стороны, он считается экономическим ресурсом, наравне с другими ресурсами, такими как труд, материал и капитал. Эта точка зрения основана на доказательствах того, что обладание информацией, манипулирование ею и ее использование могут повысить рентабельность многих физических и когнитивных процессов. Рост активности обработки информации в промышленном производстве, а также в решении человеческих проблем был замечательным. Анализ одного из трех традиционных секторов экономики, сферы услуг, показывает резкий рост информационно-емкой деятельности с начала 20 века. К 1975 году на эти виды деятельности приходилось половина рабочей силы Соединенных Штатов.

Как индивидуальный и общественный ресурс, информация имеет некоторые интересные характеристики, которые отличают ее от традиционных представлений об экономических ресурсах. В отличие от других ресурсов, информация обширна, и ее ограничения, по-видимому, накладываются только временем и когнитивными способностями человека. Его экспансивность объясняется следующим: (1) он естественно распространяется, (2) он воспроизводится, а не потребляется посредством использования, и (3) им можно только делиться, а не обмениваться в транзакциях. В то же время информация сжимаема как синтаксически, так и семантически. В сочетании с его способностью заменять другие экономические ресурсы, его транспортабельностью на очень высоких скоростях и его способностью давать преимущества обладателю информации, эти характеристики лежат в основе таких социальных отраслей, как исследования, образование, издательское дело, маркетинг, и даже политика. Забота общества об экономии информационных ресурсов вышла за пределы традиционной области библиотек и архивов и теперь охватывает организационную, институциональную и государственную информацию под эгидой управления информационными ресурсами.

Читайте также: