Когда в России появился первый компьютер

Обновлено: 04.07.2024

1780 – первые государственные школы используют модель учитель/менеджер, в которой учитель выступает в качестве главного менеджера по обучению и оценке в одном классе.

1946 — Разработаны первые компьютеры на электронных лампах; университеты помогают в разработке компьютеров; технология, используемая в военных действиях.

1951 – В школах мало технологий, в основном телевизоров; бэби-бум начинается с увеличения размера класса; компьютер Univac первого поколения доставлен в Бюро переписи населения США.

1954 – General Electric стала первой компанией, заказавшей компьютер. Ранний рок-н-ролл, основанный на традициях ритм-н-блюза, немного набирает популярность.

1955 г. — продан первый коммерческий компьютер IBM; холодная война приводит к использованию технологий в конструкции самолетов и в управлении вооружением. Россия разрабатывает технологию для первого космического корабля.

1956 — Эйзенхауэр избран президентом; Элвис Пресли записывает «Hound Dog»; растущая переполненность школ; процент отсева из школы быстро снижается до нуля; школы по-прежнему основаны на модели «учитель/менеджер» в индивидуальных классах, контролируемых учителем; холодная война продолжается, и технологии играют важную роль, и она усиливается, когда Россия запускает свой космический аппарат «Спутник», чтобы продемонстрировать свое лидерство в технологиях.

1958 – Поскольку холодная война продолжается, Закон об образовании в области национальной обороны приносит новые деньги и новые технологии в школы, но в первую очередь в профессионально-техническое образование. Хост-компьютеры мэйнфреймов не получили широкого распространения в школах, где до сих пор используется метод предоставления информации учащимся в рамках единого класса, когда учитель/менеджер.

1959 г. – используются компьютеры на основе транзисторов; холодная война продолжается при общественной поддержке разработки технологий, необходимых для освоения космоса.

1960 – создан бизнес-ориентированный язык программирования высокого уровня COBOL; Кеннеди избран президентом с предвыборными обещаниями вкладывать больше денег в образование; уровень преступности удваивается за одно десятилетие; Гэри Пауэрс сбит на высокотехнологичном самолете-шпионе; 70 000 человек участвовали в сидячих забастовках за гражданские права.

1962 — Авиакомпании начинают использовать компьютеризированную систему бронирования. Президент Кеннеди направляет больше денег на образование. Холодная война продолжается и приводит к конфронтации с Россией, когда высокотехнологичные самолеты-шпионы обнаруживают ракеты на Кубе; Джордж Уоллес проводит кампанию на пост губернатора Джорджии, обещая навсегда сохранить сегрегацию.

1963 г. – принимается Закон о профессиональном образовании, в котором выделяются новые средства, поддерживающие использование технологий в школах; однако мейнфреймы и мини-компьютеры, используемые в настоящее время, используют методы пакетной обработки, которые не очень хорошо согласуются с едиными методами обучения «учитель-как-менеджер», используемыми в большинстве школ; BASIC, простой язык программирования высокого уровня, разработан в основном для использования в университетах для подготовки программистов; Разработано семейство компьютеров IBM 360; большинство компьютеров все еще используют хост-методы с перфокартами в качестве основного устройства ввода; линейные принтеры по-прежнему являются основным устройством вывода; Холодная война и конкурентные усилия по освоению космоса продолжаются благодаря призыву президента Кеннеди к развитию науки, которая могла бы отправить человека на Луну.

1964 — Джонсон избран президентом; «Битлз» быстро достигают славы; Боб Дилан пишет песни, в которых звучит протестное движение; инцидент в Тонкинском заливе привел к первой конфронтации между США и правительством Северного Вьетнама; движение за гражданские права растет, включая однодневную акцию протеста против отсутствия 464 000 студентов в Нью-Йорке; Китай взорвал испытательную атомную бомбу.

1965 – Закон о начальном и среднем образовании дает школам новые средства на технологии. мэйнфреймы и мини-компьютеры установлены в некоторых школах, но большинство из них используются для администрирования или школьного консультирования (базы данных для информации о бое и для учащихся); холодная война продолжается, поскольку президент Джонсон расширяет войну со 125 000 американских солдат во Вьетнаме; ; высокотехнологичное оружие используется при бомбардировках Северного Вьетнама; 50 000 американцев погибли в дорожно-транспортных происшествиях.

1967 — Языки программирования высокого уровня, такие как Fortran, преподаются в университетах. Школьные программы профессионального обучения начинают включать обслуживание компьютеров; Стокли Кармайкл заявляет о необходимости для SNCC перейти от гражданских прав к власти черных; Мохаммед Али отказывается от призыва в армию по религиозным причинам, привлекая внимание страны как к движению за власть чернокожих, так и к антивьетнамскому движению; студенческие забастовки во многих кампусах, связанные с протестом против гражданских прав и политики во Вьетнаме; эйсид-рок и протестный рок становятся все более популярными; развиваются центры диссидентства, такие как Хейт-Эшбери в Сан-Франциско; растут антивоенные протесты, особенно в кампусах колледжей; 380 000 военнослужащих США во Вьетнаме.

1968 — Никсон избран президентом; во многих городах вспыхивают беспорядки из-за проблем с гражданскими правами; холодная война продолжается с быстрым расширением войны во Вьетнаме 9 419 убитых во Вьетнаме; некоторые программы, предназначенные для привлечения денег на технологии в школах, отменены; хост-компьютеры не получили широкого распространения в школах, потому что они считаются подходящими для использования с моделью обучения учитель/менеджер (они не вписываются в отдельный класс, а вместо этого доступны удаленно путем отправки пакетов данных).
1969 - Нил Армстронг прибывает на Луну; рок-концерт в Вудстоке в северной части штата Нью-Йорк собирает сотни тысяч человек; холодная война и война во Вьетнаме продолжаются; многие студенты, религиозные деятели, борцы за гражданские права и простые граждане начинают выступать против войны во Вьетнаме.

1970 – создан Паскаль; США бомбят Камбоджу; Антивоенные студенты штата Кент убиты армейскими резервными войсками; мэйнфреймы и мини-компьютеры используются в некоторых школах, но очень мало используются для преподавания.

1972 — Пятеро мужчин, работавших над переизбранием президента Никсона, застигнуты в штаб-квартире Демократической партии в гостиничном комплексе Уотергейт; Никсон переизбирается президентом и отдает приказ о бомбардировке Северного Вьетнама.

1974 - Президент Никсон уходит в отставку, и его преемник, президент Форд, полностью помиловал его; эмбарго на бензин создает очереди на заправочных станциях; Пэтти Херст похищена; Хэнк Аарон побил рекорд Бэйба Рута по хоумрану за всю его жизнь; Компьютер Apple I продается в виде комплекта.

1975 – несколько компьютеров Apple 1 переданы в дар школам; некоторые школы приняли мэйнфреймы и миникомпьютеры и отказываются рассматривать ПК; четыре сотрудника администрации Никсона, осужденные за сокрытие Уотергейта; Война во Вьетнаме заканчивается, и правительство Северного Вьетнама вторгается и захватывает Южный Вьетнам.

1976 — Картер избран президентом; холодная война продолжается; Ирак держит заложников, безудержная инфляция; компьютер Apple I набирает популярность в малом бизнесе.

1979 г. – по оценкам, во всем мире используется 15 миллионов компьютеров; Разработаны электронные таблицы для ПК, мейнфреймы и мини-компьютеры все еще широко используются.

1980 — Рейгон избран президентом, холодная война продолжается, Рейгон объявляет Россию «империей зла»; TI 99, в котором в качестве монитора используется телевизионный экран, является самым популярным компьютером в мире.

1981 — IBM стала первым производителем мэйнфреймов, разработавшим персональный компьютер; сверлить и практиковать CAI получает признание в школах; холодная война продолжается. Разработаны первые обучающие и практические программы для персональных компьютеров.

1983 г. — клоны IBM PC множатся; Sperry Corporation — второй производитель мейнфреймов, разработавший ПК (фактически разработанный Mitsubishi в Японии); компьютер Apple II находит широкое признание в образовании, потому что ПК лучше подходят для модели преподавания «учитель/менеджер» (ПК можно использовать для «поддержки» текущего обучения в одном классе). Простые программы моделирования разработаны для персональных компьютеров.

1984 — Рейгон переизбран; 31 штат использует 13 000 ПК для профориентации, но в классах по-прежнему относительно мало компьютеров; разработан компьютер Apple Macintosh; компьютерные учебные пособия и обучающие игры разрабатываются производителями коммерческого программного обеспечения.

1986 г. – 25 % средних школ используют ПК для обучения в колледже и профориентации, школы K-8 покупают в основном компьютеры Apple II и Macintosh, средние школы покупают в основном клоны на базе DOS.

1988 — Буш избран президентом; 60 % всех работающих в США используют компьютеры, разработаны ноутбуки; Горбачев предлагает положить конец холодной войне.

1990 — Разработаны мультимедийные ПК; школы используют видеодиски; широко используются объектно-ориентированные средства разработки мультимедиа; Симуляции, образовательные базы данных и другие типы программ CAI поставляются на дисках CD-ROM, многие из которых снабжены анимацией и звуком; преступность в США резко возрастает; заканчивается холодная война.

1992 — Клинтон избран президентом; впервые бюджеты полиции и тюрем начинают превышать бюджеты на образование; школы используют серверы Gopher для предоставления учащимся информации в режиме онлайн.

1994 г. Цифровое видео, виртуальная реальность и трехмерные системы привлекают внимание многих, но мультимедийных ПК продается меньше, чем обычных ПК для бизнеса; объектно-ориентированные авторские системы, такие как HyperCard, Hyperstudio и Authorware, становятся все более популярными в школах; в большинстве классов в США теперь есть по крайней мере один компьютер для обучения, но не у всех учителей есть доступ к компьютеру для подготовки к обучению.

1995 – Интернет и всемирная паутина начали набирать популярность, поскольку компании, школы и частные лица создают веб-страницы; большинство CAI поставляется на компакт-дисках, и их популярность растет.

1996 – Интернет широко обсуждается, поскольку компании начинают предоставлять услуги и размещать рекламу с помощью веб-страниц.Разрабатываются новые графические и мультимедийные средства для доставки информации и обучения через Интернет; многие школы переоборудуют проводку для доступа в Интернет; несколько школ устанавливают веб-серверы и предоставляют преподавателям возможность создавать обучающие веб-страницы.

1997–2007 – Интернет развивается намного быстрее, чем предполагалось. Вскоре он становится крупнейшей в мире базой данных информации, графики и потокового видео, что делает его бесценным ресурсом для преподавателей; но ориентированные на маркетинг веб-страницы, компьютерные вирусы, скрытые в загружаемых программах и/или графических изображениях, и спам (широко распространяемые коммерческие предложения по электронной почте) угрожают его полезности. Поисковые системы, такие как Google и Yahoo, постоянно разрабатывают новые способы поиска информации на постоянно растущем числе веб-страниц. Веб-сайты, предлагающие людям место для размещения личной информации, становятся популярными, равно как и интернет-публикации и дискуссионные форумы. Распознавание голоса медленно входит в мейнстрим вычислений, но его развитие замедляется из-за недопустимой частоты ошибок. Некоторые компьютеры имеют телевизионный вход, но это не так распространено, как многие предполагали. Образовательное программное обеспечение становится более полезным и интересным для учащихся, поскольку в него включены графика и видео. Увеличение емкости компьютерной памяти и растущее распространение дисководов CD-ROM и DVD в персональных компьютерах упрощают преподавателям хранение больших графических, видео- и звуковых файлов для образовательных приложений.


Вы не можете спорить с неустанным развитием технологий, но вы можете восхищаться некоторыми нелепостями последних нескольких десятилетий.

ET собирает кучу фактов и анекдотов, которые звучат настолько нелепо, что вы можете усомниться в их подлинности.

Изменение шрифтов может сэкономить чернила принтера

Изменение шрифтов может сэкономить чернила принтера

Верно, шрифты не одинаковы. Люди создают разные шрифты по разным причинам: чтобы передать сообщение, для украшения, украшения или в качестве иконографии.

Теоретически, если вы используете "более светлый" шрифт (с более светлым штрихом), вы будете использовать немного меньше чернил на странице. Исходя из предположения, что вы печатаете только на струйных принтерах, в которых используются картриджи старого образца (не чернильницы и не лазерные принтеры на основе тонера), вы, вероятно, сэкономите около 10 процентов чернил, переключившись на один из более легких шрифтов.

Конечно, обратная сторона этого аргумента заключается в том, что, будучи домашним потребителем, вы никогда не напечатаете достаточное количество томов, чтобы действительно увидеть преимущества.

Электронная почта существовала до всемирной паутины

Электронная почта существовала до всемирной паутины

Вероятно, вы даже не думаете, прежде чем составить однострочное сообщение электронной почты и отправить его. Но это не всегда было так просто. На ютубе есть интересный ролик: "Как отправить электронное письмо - База данных - 1984". Это было из технической телепередачи под названием «База данных», и ведущие продемонстрировали, что требовалось, чтобы отправить электронное письмо в те дни.

Чтобы подключиться к службе Micronet, вам пришлось использовать компьютер и дисковый телефон. Это было до WWW, поэтому не было URL-адресов, только пронумерованные веб-страницы. Для электронных писем номер веб-страницы был 7776.

QWERTY была разработана, чтобы замедлять вас

QWERTY была разработана, чтобы замедлять работу

На самом деле есть две теории. Первый начинает обретать смысл, когда вы смотрите на ручные пишущие машинки. Если кто-то печатал слишком быстро, клавиши заедали. QWERTY размещала распространенные алфавиты на расстоянии друг от друга и замедляла работу машинистов.

Другая теория состоит в том, что операторы телеграфа разработали раскладку QWERTY, потому что с ее помощью было проще (и быстрее) расшифровывать азбуку Морзе.

В любом случае, не было причин продолжать использовать макет, но он прижился, и было сопротивление изменениям. Вы можете изменить раскладку клавиатуры на более быструю раскладку Дворжака в языковых настройках (или просто купить новую клавиатуру Дворжака).

92 процента мира

92% мировой валюты являются цифровыми

Это означает, что большая часть денег, которые вы зарабатываете, совершаете сделки, используете для покупки товаров/услуг и т. д., существует только на компьютерах и жестких дисках. По оценкам, только 8 % мировой валюты представляют собой физические деньги.

Все скопления черных денег происходят из этих 8 процентов. Это справедливая оценка, с которой, похоже, согласны экономисты, а не точная цифра. Такой низкий процент кажется абсурдным, но если задуматься, он имеет смысл, учитывая, что большинство крупных транзакций в любом случае совершаются в электронном виде.

Банки также хранят данные в электронном виде, и 92 % включают все виды транзакций, совершаемых с использованием кредитных/дебетовых карт и банковских переводов. Было бы неплохо пересмотреть все эти фильмы о хакерах, в которых компьютерному хакеру-ботанику удается выкачать миллиарды всего за несколько минут.

Регистрация доменных имен была бесплатной до 1995 года

Регистрация доменных имен была бесплатной до 1995 года

В то время никто толком не знал, на что способен Интернет, и это была огромная возможность для людей владеть самыми разными доменными именами. В 1995 году компания Network Solutions получила право взимать плату с людей за доменные имена. К тому же это было дорого: обычно цены начинались со 100 долларов США за два года регистрации.

До 30% этой суммы было получено в пользу Национального научного фонда для создания «Фонда интеллектуальной инфраструктуры Интернета». Позднее в 1997 году эта плата была отменена, и на два года она была снижена до 70 долларов США.

В 1956 году 5 мегабайт (5MB) данных весили тонну

В 1956 году 5 мегабайт (5 МБ) данных весили тонну

Это был 1956 год, когда IBM выпустила RAMAC, первый компьютер с чем-то вроде жесткого диска, который мы используем сегодня.

Под жестким диском мы подразумеваем то, что использует магнитные диски — для доступа и записи этих данных использовалась подвижная головка. В то время это считалось огромным прорывом в технологии хранения данных, поскольку означало переход от перфокарт и магнитных лент (которые хранили данные последовательно) к жестким дискам с произвольным доступом.

Сам RAMAC расшифровывался как метод учета и контроля с произвольным доступом. Весь шкаф весил более 1000 кг, а данные 5MP были распределены по 50 огромным алюминиевым дискам, покрытым магнитным оксидом железа. Диски вращались со скоростью 1200 об/мин, а в свое время машины сдавались в аренду за 3200 долларов США в месяц.

Индикатор положения XY для дисплеев — он же The Mouse

Индикатор положения X-Y для дисплеев — также известный как мышь

Когда в начале 60-х Дуглас Энгельбарт и Билл Инглиш (они работали в Стэнфордском научно-исследовательском институте) изобрели первое указывающее устройство, оно называлось индикатором положения XY для систем отображения (имея в виду, конечно, X и оси Y).

Впервые он был использован с компьютером Xerox Alto и продемонстрирован в 1968 году Энгельбартом в так называемой "матери всех демонстраций" (посмотрите на YouTube). В 1968 году Энгельбарт продемонстрировал обработку текста, графику, окна, связывание файлов и управление с помощью «мыши» — все это нашло отражение в современных компьютерах.

Энгельбарт также был ответственен за название мышь, придуманное просто потому, что кабель, торчащий из конца устройства, напомнил ему хвост грызуна.

Россия построила компьютер, который работал на воде: в 1936 году

Россия построила компьютер, работающий на воде: 1936 год

До миниатюризации транзисторов компьютеры имели гораздо более наглядную систему счета: часто использовались такие вещи, как шестерни, оси, бусины и рычаги, и для их работы требовался какой-то источник питания.

Владимир Лукьянов построил что-то подобное в 1936 году, но он использовал воду для создания компьютера, который решал уравнения в частных производных. На изображениях компьютера Лукьянова вы увидите сложную систему соединенных между собой трубок, заполненных водой.

Регулировка кранов и заглушек изменила поток воды (и изменила переменные), а конечный результат можно было увидеть, замерив уровень воды в определенных трубках. Он также назывался Water Integrator и изначально был разработан для решения проблемы растрескивания бетона. Сейчас он находится в Московском Политехническом музее.

Раскладки QWERTY и ABC в продвинутых графических калькуляторах

Раскладки QWERTY и ABC в продвинутых графических калькуляторах

До появления смартфонов было время, когда были популярны цифровые дневники и продвинутые калькуляторы. Их можно использовать для хранения простых форм данных и выполнения вычислений, которые учащиеся могут использовать при решении дифференциальных уравнений, помимо возможностей алгебры и исчисления.

Хотя продвинутые калькуляторы "разрешались" брать с собой в экзаменационные залы, многие тесты запрещали устройства с QWERTY-клавиатурой просто потому, что они соответствовали традиционному определению "компьютера".

Texas Instruments решила проблему, представив графические калькуляторы с клавиатурой, имеющей алфавитную раскладку.

Википедии нужна армия антивандальных ботов

Википедии нужна армия антивандальных ботов

Миссия Википедии – сделать знания бесплатными для всех, у кого есть доступ к Интернету. Однако любой, у кого есть Интернет, также может зарегистрироваться и редактировать страницы, что приводит к тому, что они называют вандализмом (кто-то намеренно и злонамеренно изменяет факты).

Существует очень надежная система модерации, но человек может сделать очень мало, с точки зрения активного отслеживания изменений и исправления изменений, вносимых вандалами.

Именно здесь на помощь приходят боты — по сути, компьютерные программы. Боты (например, ClueBot-NG) отслеживают все изменения, внесенные на любую страницу, и мгновенно возвращаются к «правильной» версии, если вандал решит что-то изменить. . Около 1941 бота разрешено использовать на 38 818 162 страницах Википедии по последним подсчетам.

image


Маленькая электронная счетная машина

4 декабря мы отмечаем День информатики в России. Но что это за праздник, как он появился? Интересно это понять, если знать, что днем ​​рождения отечественной информатики считается 4 декабря 1948 года — то есть за 14 лет до того, как сам термин «информатика» был предложен советским ученым Александром Харкевичем.

Один из первых проектов отечественной вычислительной техники связан с именами двух изобретателей — Исаака Брука и Башира Рамеева. 4 декабря 1948 года Государственный комитет Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство зарегистрировал изобретение ученых: цифровую электронную вычислительную машину.

К этому событию всех активных участников прогресса в области компьютеров привели черты характера, которые до сих пор востребованы среди айтишников - любознательность, стремление к новым знаниям и самообразованию, стремление к совершенствованию существующих технологий. Давайте вспомним, как это было, ведь даже спустя 70 лет история про машину и мотивацию остается актуальной.

Два изобретателя

image


Авторское свидетельство на «Автоматическую цифровую электронную машину»

Исаак Брук начал заниматься научными исследованиями еще в студенческие годы, а диссертацию посвятил новым методам регулирования асинхронных двигателей. После учебы Брук участвовал в создании новой серии асинхронных двигателей и в решении задач параллельной работы электрогенераторов.

В 1935 году Брук начал исследования по расчету режимов мощных энергетических систем. Для их моделирования он создал таблицу расчета переменного тока — аналоговый компьютер. Через год ученый выполнил работу для Комиссии прикладной математики и группы технических механиков Отделения технических наук АН СССР по анализу машин для решения дифференциальных уравнений, существовавших в то время в мире. .

image


Механический интегратор для решения дифференциальных уравнений в нефтяной промышленности. Источник

В то время ученый уже понимал, что «мыслящие» машины стали насущной необходимостью, и для их создания есть все необходимые элементы. Брук знал о проекте механического интегратора, построенного Вановером Бушем в Массачусетском технологическом институте как пример «удачной» машины, используемой при расчете траектории стрельбы корабельных орудий.

В 1939 году под руководством Брука был создан механический интегратор, позволяющий решать дифференциальные уравнения до 6-го порядка. Таких компьютеров в СССР еще не было.

Сложность задачи легко представить по описанию устройства: в зале площадью около 60 кв. м, а введение условий задачи, заключавшихся в установке шестерен в определенные места, занимало от нескольких дней до нескольких недель. Фотография интегратора сохранилась и сейчас экспонируется в ЭВМ Политехнического музея.

В годы войны Брук продолжал заниматься «умными» машинами: он изобрел синхронизатор авиационной пушки, который позволял ему простреливать диск вращающегося винта самолета.

После войны ученый почти все свое время посвятил вычислительным устройствам. Он создал прибор для приближенного решения дифференциальных уравнений Пуассона-Лапласа, электрический минимизатор и электронный регулятор частоты. Все больше появлялось понимание того, что для повышения точности и скорости работы необходимо переходить на электронно-вычислительные машины.

В это же время Брук начал сотрудничать с инженером Баширом Рамеевым (здесь и далее известный конструктор компьютеров серии «Урал»). Рамеев был исключен из Московского энергетического института как «сын врага народа», что не помешало ему заняться самообразованием и устроиться на работу в ЦНИИ связи.

Во время Второй мировой войны изобретатель предложил способ обнаружения затемненных объектов с самолета по инфракрасному излучению, проходящему через шторы, а также изобрел релейное устройство для включения громкоговорителей в случае воздушной тревоги.

В начале 1947 года Рамеев узнал, что в США был создан первый в мире электронный компьютер ENIAC, и заинтересовался этой областью науки. Рамеев обратился к Бруку и в мае 1948 года был принят инженером-конструктором в Лабораторию электрических систем Энергетического института АН СССР.

История автомобиля

Проект автоматической ЭВМ был представлен Бруком совместно с Рамеевым в августе 1948 г. Через несколько месяцев, в октябре, они представили подробные предложения по организации в Академии наук лаборатории по разработке и конструированию цифровой ЭВМ. .

image
< /p>

В проекте, который на тот момент был только документом (описание на 16 страницах и чертежи на трех страницах), даже без прототипа устройства было дано описание концепции машины, арифметические операции в двоичном числе системы определялись, а работа машины от основного датчика программы считывала программу, записываемую на перфоленту. Программа вводилась в машину, а результаты расчетов выдавались на другую ленту, а полученная информация снова вводилась в машину для следующего цикла.

Авторское свидетельство № 10475 от 4 декабря 1948 г., выданное на имя И.С. Брук и Б.И. Рамеева Государственного комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство, первым в СССР зарегистрированный акт на изобретение в области электронно-вычислительной техники.

Всего за год совместной работы Брук и Рамеев подготовили и отправили более 50 заявок на изобретение различных компьютерных компонентов. Некоторых им даже вернули, так как в Госкомизобретении не хватало специалистов-специалистов в этой новой отрасли. Среди прочего изобретатели предложили способ перевода чисел из десятичной системы в двоичную и наоборот, а также пришли к выводу, что в памяти машины может храниться не только информация, но и программа.

Позже Рамеев использовал эти разработки для создания машины «Стрела» — первой ЭВМ, разработанной в промышленном производстве в СССР. Под руководством Рамеева были разработаны арифметический блок машины и память на магнитном барабане. Для элементной базы были выбраны сначала лампы, а не реле.

Карьера Брук сложилась не менее успешно. Он стал первым директором Института электронных управляющих машин (ИНЭУМ) АН СССР, где под его руководством работали малые цифровые вычислительные машины М-1, М-2, М-3, М-4, М-5, М-7. -200 и М-7-800.

Другие проекты

Не имея возможности детально изучить американские проекты, советские ученые, тем не менее, пришли к аналогичному решению. Однако Брук и Рамеев не были блестящими одиночками.Академик АН Украины Сергей Алексеевич Лебедев в том же 1948 году в Киеве начал теоретические семинары по разработке Малой электронной счетной машины (МЭСМ) - одной из двух первых советских ЭВМ, способных выполнять 50 операций в секунду (предельная производительность по меркам того времени).

В 1948 году усилиями 12 инженеров, 15 техников и монтажников началась сборка первого отечественного компьютера. Устройство, выполненное, как и последние зарубежные образцы, на основе электронных ламп, занимало помещение площадью 60 м^2. В конструкции было так много элементов, что при первом запуске машины выделялось слишком много тепла и даже часть пришлось демонтировать крышу для охлаждения.

В МЭСМ использовалось около 6 тысяч различных электронных ламп, а мощность потребления электроэнергии достигала 25 кВт. Программирование производилось с помощью ввода данных с перфолент или набора кодов на втычном переключателе. Вывод данных осуществлялся электромеханическим печатающим устройством или фотографированием.

Внешний вид праздника

Хотя публичная демонстрация возможностей МЭСМ произошла только в 1951 году, Лебедев начал работу практически одновременно с Бруком и Рамеевым. Так в честь кого и на какое число объявить праздник? Ответить на этот вопрос удалось в рамках проекта Международного компьютерного общества IEEE Computer Society по созданию всемирной истории развития информатики.

Российский национальный подкомитет IEEE Computer Society подготовил историографию советской и российской информатики, проверил множество документов, встретился с живыми свидетелями времени создания первых советских электронно-вычислительных машин, чтобы установить хронологию основных события.

На основе этой работы появилась статья «Компьютеры в России: наука, образование, промышленность», а в 1998 году к 50-летию регистрации автомобиля Брука и Рамеева было предложено отмечать 4 декабря как День российской информатики.

Ко второму десятилетию XIX века в воздухе витало несколько идей, необходимых для изобретения компьютера. Во-первых, потенциальные выгоды для науки и промышленности от возможности автоматизировать рутинные вычисления были оценены так, как не были оценены столетием ранее. Были изобретены специальные методы, позволяющие сделать автоматические вычисления более практичными, такие как умножение путем сложения логарифмов или путем повторного сложения, и опыт работы как с аналоговыми, так и с цифровыми устройствами показал некоторые преимущества каждого подхода. Ткацкий станок Жаккарда (как описано в предыдущем разделе «Предшественники компьютеров») продемонстрировал преимущества управления многоцелевым устройством с помощью закодированных инструкций и продемонстрировал, как можно использовать перфокарты для быстрой и гибкой модификации этих инструкций. Именно математический гений в Англии начал складывать все эти кусочки воедино.

Машина различий

Чарльз Бэббидж был английским математиком и изобретателем: он изобрел скотовоза, реформировал британскую почтовую систему и был пионером в области исследования операций и актуарной науки. Именно Бэббидж первым предположил, что погоду прошлых лет можно узнать по годичным кольцам деревьев. Он также всю жизнь увлекался ключами, шифрами и механическими куклами.

Разностная машина

Завершенная часть разностной машины Чарльза Бэббиджа, 1832 г. Этот усовершенствованный калькулятор предназначался для создания таблиц логарифмов, используемых в навигации. Значение чисел было представлено положениями зубчатых колес, отмеченными десятичными числами.

Как один из основателей Королевского астрономического общества, Бэббидж видел явную потребность в разработке и создании механического устройства, которое могло бы автоматизировать длительные и утомительные астрономические вычисления. Он начал с письма в 1822 году сэру Хамфри Дэви, президенту Королевского общества, о возможности автоматизации построения математических таблиц, в частности, таблиц логарифмов для использования в навигации. Затем он написал статью «О теоретических принципах машин для вычисления таблиц», которую он прочитал обществу позже в том же году. (Он получил первую золотую медаль Королевского общества в 1823 году.) Используемые в то время таблицы часто содержали ошибки, которые могли быть вопросом жизни и смерти для моряков в море, и Бэббидж утверждал, что, автоматизировав производство таблиц, он могли убедиться в их точности. Заручившись поддержкой в ​​обществе своей «Разностной машины», как он ее назвал, Бэббидж затем обратился к британскому правительству с просьбой о финансировании разработки, получив один из первых в мире государственных грантов на исследования и технологические разработки.

Бэббидж очень серьезно подошел к проекту: он нанял мастера-механика, устроил пожаробезопасную мастерскую и соорудил пыленепроницаемую среду для тестирования устройства. До этого расчеты редко проводились более чем с 6 цифрами; Бэббидж планировал регулярно получать 20- или 30-значные результаты. Разностная машина была цифровым устройством: она работала с дискретными цифрами, а не с гладкими величинами, а цифры были десятичными (0–9), представленными позициями на зубчатых колесах, а не двоичными цифрами, которые предпочитал (но не использовал) Лейбниц. . Когда одно из зубчатых колес поворачивалось от 9 до 0, это заставляло следующее колесо продвигаться на одну позицию, перенося цифру точно так же, как работал калькулятор Лейбница Step Reckoner.

Однако разностная машина представляла собой нечто большее, чем простой калькулятор. Он механизировал не просто один расчет, а целую серию расчетов с рядом переменных для решения сложной задачи. Он вышел далеко за рамки калькуляторов и в других отношениях. Как и современные компьютеры, разностная машина имела хранилище, то есть место, где данные могли временно храниться для последующей обработки, и была разработана для штамповки выходных данных в мягкий металл, который впоследствии можно было использовать для изготовления печатной формы.

Тем не менее, разностная машина выполнила только одну операцию. Оператор настраивал все свои регистры данных с исходными данными, а затем одна операция многократно применялась ко всем регистрам, что в конечном итоге приводило к решению. Тем не менее, по сложности и дерзости конструкции он затмил любое существовавшее тогда вычислительное устройство.

Полный движок размером с комнату никогда не создавался, по крайней мере, Бэббиджем. Хотя время от времени он получал несколько правительственных грантов — правительства менялись, финансирование часто заканчивалось, и ему приходилось лично нести часть финансовых расходов, — он работал в пределах допусков современных методов строительства и столкнулся с многочисленными трудностями при строительстве. трудности. Все проектирование и строительство прекратились в 1833 году, когда Джозеф Клемент, механик, ответственный за фактическое создание машины, отказался продолжать работу, если ему не внесли предоплату. (Завершенная часть разностной машины находится в постоянной экспозиции Музея науки в Лондоне.)

Аналитическая машина

Работая над разностной машиной, Бэббидж начал придумывать способы ее улучшения. В основном он думал об обобщении его работы, чтобы он мог выполнять другие виды вычислений. К тому времени, когда в 1833 году финансирование закончилось, он задумал нечто гораздо более революционное: вычислительную машину общего назначения под названием «Аналитическая машина».

Бэббидж, Чарльз: аналитическая машина

Часть (завершена в 1910 г.) аналитической машины Чарльза Бэббиджа. Лишь частично построенная на момент его смерти в 1871 году, эта часть содержит «мельницу» (функционально аналогичную центральному процессору современного компьютера) и печатающий механизм.

Аналитическая машина должна была представлять собой полностью программно-управляемый автоматический механический цифровой компьютер общего назначения. Он сможет выполнять любые вычисления, установленные перед ним. До Бэббиджа не было никаких свидетельств того, что кто-либо когда-либо задумывал такое устройство, не говоря уже о попытках его построить. Машина была спроектирована так, чтобы состоять из четырех компонентов: мельницы, магазина, считывателя и принтера. Эти компоненты сегодня являются основными компонентами каждого компьютера. Мельница была вычислительной единицей, аналогичной центральному процессору (ЦП) в современном компьютере; хранилище было местом, где данные хранились перед обработкой, в точности аналогично памяти и памяти в современных компьютерах; а устройство чтения и принтер были устройствами ввода и вывода.

Как и в случае с Difference Engine, этот проект был намного сложнее, чем все, что было создано ранее. Магазин должен был быть достаточно большим, чтобы вместить 1000 50-значных номеров; это было больше, чем емкость любого компьютера, построенного до 1960 года. Машина должна была приводиться в движение паром и управляться одним помощником. Возможности печати также были амбициозными, как и для разностной машины: Бэббидж хотел максимально автоматизировать процесс, вплоть до печати таблиц чисел.

Еще одной новой функцией Analytical Engine стал модуль чтения. Данные (числа) должны были быть введены на перфокартах с использованием технологии чтения карт жаккардового ткацкого станка. Инструкции также должны были быть введены на карточках - еще одна идея, взятая непосредственно у Жаккара. Использование карточек с инструкциями сделало бы его программируемым устройством и гораздо более гибким, чем любая машина, существовавшая в то время. Еще одним элементом программируемости должна была быть его способность выполнять инструкции не в последовательном порядке.Он должен был иметь своего рода способность принимать решения при условной передаче управления, также известной как условное ветвление, благодаря чему он мог бы перейти к другой инструкции в зависимости от значения некоторых данных. Эта чрезвычайно мощная функция отсутствовала во многих первых компьютерах 20 века.

По большинству определений аналитическая машина была настоящим компьютером в том виде, в каком она понимается сегодня, или могла бы быть, если бы Бэббидж снова не столкнулся с проблемами реализации. На самом деле создание его амбициозного проекта было сочтено неосуществимым, учитывая современные технологии, и неспособность Бэббиджа сгенерировать обещанные математические таблицы с помощью своей разностной машины ослабила энтузиазм по поводу дальнейшего государственного финансирования. Действительно, британскому правительству было очевидно, что Бэббидж больше интересовался инновациями, чем составлением таблиц.

Тем не менее, аналитическая машина Бэббиджа была чем-то новым на свете. Его самой революционной особенностью была возможность изменить его работу, изменив инструкции на перфокартах. До этого прорыва все механические вспомогательные средства для вычислений были просто калькуляторами или, как разностная машина, прославленными калькуляторами. Аналитическая машина, хотя и не завершенная, была первой машиной, заслужившей право называться компьютером.

Леди Лавлейс, первый программист

Различие между калькулятором и компьютером, хотя и ясное для Бэббиджа, не было очевидным для большинства людей в начале 19 века, даже для интеллектуально предприимчивых посетителей вечеров Бэббиджа, за исключением молодой девушки необычного происхождения и образования.

Читайте также: