Как работает человеческая память

Обновлено: 01.07.2024

Человеческая память работает во многих частях мозга одновременно, и некоторые типы воспоминаний сохраняются дольше, чем другие.

С самого рождения наш мозг бомбардируется огромным количеством информации о нас самих и окружающем мире. Итак, как нам сохранить все, что мы узнали и испытали? Воспоминания.

Люди сохраняют разные типы воспоминаний в течение разного периода времени. Кратковременные воспоминания длятся от нескольких секунд до часов, а долговременные – годами. У нас также есть рабочая память, которая позволяет нам удерживать что-то в уме в течение ограниченного времени, повторяя это. Всякий раз, когда вы повторяете себе номер телефона, чтобы запомнить его, вы используете свою рабочую память.

Еще один способ классификации воспоминаний — по предмету воспоминаний и тому, осознаете ли вы это. Декларативная память, также называемая явной памятью, состоит из воспоминаний, которые вы испытываете сознательно. Некоторые из этих воспоминаний являются фактами или «общеизвестными фактами»: такие вещи, как столица Португалии (Лиссабон) или количество карт в стандартной колоде игральных карт (52). Другие состоят из прошлых событий, которые вы пережили, например день рождения в детстве.

Недекларативная память, также называемая имплицитной памятью, накапливается бессознательно. К ним относятся процедурные воспоминания, которые ваше тело использует для запоминания навыков, которым вы научились. Вы играете на музыкальном инструменте или катаетесь на велосипеде? Это ваши процедурные воспоминания на работе. Недекларативные воспоминания также могут формировать бездумные реакции вашего тела, например слюноотделение при виде вашей любимой еды или напряжение при виде чего-то, чего вы боитесь.

Ваша память в условиях стресса

В целом декларативные воспоминания легче сформировать, чем недекларативные. Чтобы запомнить столицу страны, требуется меньше времени, чем для того, чтобы научиться играть на скрипке. Но недекларативные воспоминания сохраняются легче. Однажды научившись кататься на велосипеде, вы вряд ли забудете это.

Типы амнезии

Чтобы понять, как мы что-то запоминаем, невероятно полезно изучить, как мы забываем. Вот почему нейробиологи изучают амнезию, потерю воспоминаний или способность к обучению. Амнезия обычно является результатом какой-либо травмы головного мозга, например черепно-мозговой травмы, инсульта, опухоли головного мозга или хронического алкоголизма.

Существует два основных типа амнезии. Первая, ретроградная амнезия, возникает, когда вы забываете то, что знали до травмы головного мозга. Антероградная амнезия – это когда травма головного мозга ограничивает или прекращает чью-либо способность формировать новые воспоминания.

Самым известным случаем антероградной амнезии является история Генри Молисона, которому в 1953 году удалили часть мозга в качестве крайней меры при тяжелых приступах. Хотя Молисон, известный при жизни как Г. М., помнил большую часть своего детства, он не мог формировать новые декларативные воспоминания. Людям, которые работали с ним десятилетиями, приходилось заново представляться при каждом посещении.

Изучая таких людей, как Х. М., а также животных с различными типами повреждений головного мозга, ученые могут проследить, где и как в мозгу формируются различные типы воспоминаний. Похоже, что кратковременная и долговременная память формируются по-разному, равно как и декларативная и процедурная память.

В мозгу нет места, в котором хранятся все ваши воспоминания; разные области мозга формируют и хранят разные виды воспоминаний, и в каждой из них могут быть задействованы разные процессы. Например, эмоциональные реакции, такие как страх, находятся в области мозга, называемой миндалевидным телом. Воспоминания об усвоенных вами навыках связаны с другой областью, называемой полосатым телом. Область, называемая гиппокампом, имеет решающее значение для формирования, сохранения и воспроизведения декларативных воспоминаний. Височные доли, области мозга, которые H.M. частично отсутствуют, играют решающую роль в формировании и воспроизведении воспоминаний.

Как формируются, хранятся и вызываются воспоминания

Начиная с 1940-х годов ученые предполагали, что воспоминания хранятся в группах нейронов или нервных клеток, называемых клеточными ансамблями. Эти взаимосвязанные клетки срабатывают как группа в ответ на определенный раздражитель, будь то лицо вашего друга или запах свежеиспеченного хлеба. Чем больше нейронов срабатывает вместе, тем больше укрепляются межклеточные связи. Таким образом, когда будущий стимул запускает клетки, более вероятно, что сработает вся сборка. Коллективная активность нервов транскрибирует то, что мы переживаем, как память. Ученые все еще изучают детали того, как это работает.

Чтобы кратковременная память стала долговременной, ее необходимо укрепить для долговременного хранения. Этот процесс называется консолидацией памяти. Считается, что консолидация происходит за счет нескольких процессов. Один из них, называемый долговременной потенциацией, состоит в том, что отдельные нервы модифицируют себя, чтобы расти и общаться с соседними нервами по-разному.Это ремоделирование изменяет связи нервов в долгосрочной перспективе, что стабилизирует память. Все животные с долговременной памятью используют один и тот же базовый клеточный механизм; ученые разработали детали долговременного потенцирования, изучая калифорнийских морских слизней. Однако не все долговременные воспоминания обязательно должны начинаться с кратковременных воспоминаний.

Чем больше вы знаете о своей памяти, тем лучше вы поймете, как ее улучшить. Вот общий обзор того, как работает ваша память и как старение влияет на вашу способность запоминать.

Большинство людей говорят о памяти так, как если бы она была у них чем-то вроде плохих глаз или хорошей шевелюры. Но ваша память не существует в том смысле, в каком существует часть вашего тела — это не «вещь», которую вы можете потрогать. Это понятие относится к процессу запоминания.

В прошлом многие эксперты любили описывать память как своего рода крошечный картотечный шкаф, заполненный отдельными папками памяти, в которых хранится информация. Другие сравнивали память с нейронным суперкомпьютером, зажатым под черепом человека. Но сегодня эксперты считают, что память гораздо сложнее и неуловима, и что она расположена не в одном конкретном месте мозга, а является процессом, охватывающим весь мозг.

Вы помните, что ели сегодня утром на завтрак? Если образ большой тарелки с жареными яйцами и беконом возникал у вас в голове, вы не вытаскивали его из какого-то отдаленного нейронного переулка. Вместо этого эта память была результатом невероятно сложной созидательной силы — той, которой обладает каждый из нас, — которая собирала разрозненные впечатления памяти из паутины клеток, разбросанных по всему мозгу. Ваша «память» на самом деле состоит из группы систем, каждая из которых играет свою роль в создании, хранении и воспроизведении ваших воспоминаний. Когда мозг нормально обрабатывает информацию, все эти разные системы идеально работают вместе, обеспечивая связное мышление.

То, что кажется единым воспоминанием, на самом деле представляет собой сложную конструкцию. Если вы думаете об объекте, скажем, о ручке, ваш мозг запоминает название объекта, его форму, функцию, звук, когда он царапает страницу. Каждая часть воспоминания о том, что такое «ручка», исходит из разных областей мозга. Весь образ «ручки» активно реконструируется мозгом из самых разных областей. Неврологи только начинают понимать, как части собираются в единое целое.

Если вы едете на велосипеде, память о том, как управлять велосипедом, исходит от одного набора клеток мозга; память о том, как добраться отсюда до конца квартала, исходит от другого; память о правилах безопасности при езде на велосипеде от другого; и то нервное чувство, которое вы испытываете, когда машина в опасной близости отклоняется от еще одной. Тем не менее, вы никогда не осознаете ни эти отдельные ментальные переживания, ни то, что они исходят из разных частей вашего мозга, потому что все они так хорошо работают вместе. На самом деле эксперты говорят нам, что нет четкого различия между тем, как вы помните, и тем, как вы думаете.

Это не означает, что ученые точно выяснили, как работает система. Они все еще не до конца понимают, как именно вы помните или что происходит во время припоминания. Поиск того, как мозг организует воспоминания и где эти воспоминания приобретаются и хранятся, был бесконечным поиском среди исследователей мозга на протяжении десятилетий. Тем не менее, информации достаточно, чтобы сделать некоторые обоснованные предположения. Процесс памяти начинается с кодирования, затем переходит к хранению и, наконец, к извлечению.

На следующей странице вы узнаете, как работает кодирование и какая активность мозга связана с извлечением воспоминаний.

Кендра Черри, магистр медицины, писательница и консультант по вопросам образования, помогающая учащимся изучать психологию.

Статьи Verywell Mind рецензируются сертифицированными врачами и специалистами в области психического здоровья. Медицинские рецензенты подтверждают, что содержание тщательное и точное, отражающее последние исследования, основанные на фактических данных. Контент проверяется перед публикацией и после существенных обновлений. Узнать больше.

Дэниел Б. Блок, доктор медицины, отмеченный наградами психиатр, имеющий частную практику в Пенсильвании.

Женщина

Фабио / Getty Images

Что такое память?

Память относится к процессам, которые используются для получения, хранения, сохранения и последующего извлечения информации. В памяти задействованы три основных процесса: кодирование, хранение и извлечение.

Человеческая память включает в себя способность как сохранять, так и восстанавливать информацию, которую люди узнали или испытали. Однако это не безупречный процесс. Иногда люди что-то забывают или неправильно помнят.Иногда что-то неправильно закодировано в памяти.

Проблемы с памятью часто представляют собой относительно незначительные неприятности, такие как забывание дней рождения. Однако они также могут быть признаком серьезных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера и другие виды слабоумия. Эти условия влияют на качество жизни и способность человека функционировать.

В этой статье обсуждается, как формируются воспоминания и почему они иногда забываются. В нем также рассматриваются различные типы памяти и шаги, которые вы можете предпринять, чтобы улучшить и защитить свою память.

Как формируются воспоминания

Чтобы сформировать новые воспоминания, информацию необходимо преобразовать в пригодную для использования форму, что происходит с помощью процесса, известного как кодирование. После успешного кодирования информация должна быть сохранена в памяти для дальнейшего использования.

Исследователи долгое время считали, что воспоминания формируются из-за изменений в нейронах головного мозга. Сегодня специалисты считают, что воспоминания создаются за счет укрепления существующих связей или роста новых связей между нейронами.

Изменения в связях между клетками, известные как синапсы, связаны с изучением и сохранением новой информации. Укрепление этих связей помогает закреплять информацию в памяти.

Вот почему просмотр и повторение информации улучшают способность ее запоминать. Каждый раз, когда это практикуется, это укрепляет связи между синапсами, которые хранят эту память.

Большая часть этой сохраненной памяти находится вне нашего сознания большую часть времени, за исключением тех случаев, когда нам действительно нужно ее использовать. Процесс извлечения позволяет нам осознать сохраненные воспоминания.

Как долго длятся воспоминания?

Некоторые воспоминания очень короткие, всего несколько секунд, и позволяют людям воспринимать сенсорную информацию о мире.

Кратковременные воспоминания немного длиннее и длятся от 20 до 30 секунд. Эти воспоминания в основном состоят из информации, на которой люди в данный момент сосредоточены и о которой думают.

Некоторые воспоминания способны длиться гораздо дольше, длятся дни, недели, месяцы или даже десятилетия. Большинство этих долговременных воспоминаний находятся за пределами непосредственного сознания, но при необходимости могут быть привлечены к сознанию.

Использование памяти

Чтобы использовать информацию, закодированную в памяти, ее сначала нужно извлечь. На этот процесс может влиять множество факторов, в том числе тип используемой информации и имеющиеся подсказки для поиска.

Конечно, этот процесс не всегда идеален. Вы когда-нибудь чувствовали, что у вас есть ответ на вопрос прямо на кончике вашего языка, но вы не можете его вспомнить? Это пример запутанной проблемы извлечения памяти, известной как летология или феномен кончика языка.

Организация памяти

Способность получать доступ к информации из долговременной памяти и извлекать ее позволяет нам использовать эти воспоминания для принятия решений, взаимодействия с другими людьми и решения проблем. Но как организована информация в памяти?

Один из подходов к организации памяти известен как модель семантической сети. Эта модель предполагает, что определенные триггеры активируют связанные воспоминания. Воспоминание об определенном месте может активировать воспоминания о связанных событиях, произошедших в этом месте.

Например, мысль о конкретном здании кампуса может вызвать воспоминания о посещении занятий, учебе и общении со сверстниками.

Когда участки мозга, связанные с памятью, повреждены, способность распознавать запахи фактически снижается. Чтобы идентифицировать запах, человек должен вспомнить, когда он чувствовал его раньше, а затем связать его с визуальной информацией, которая возникла в то же время.

Исследователи обнаружили, что запах может вызывать автобиографические воспоминания у людей, страдающих болезнью Альцгеймера.

Типы памяти

Хотя было предложено несколько различных моделей памяти, стадийная модель памяти часто используется для объяснения базовой структуры и функции памяти. Первоначально предложенная в 1968 году Ричардом Аткинсоном и Ричардом Шиффрином, эта теория выделяет три отдельных этапа памяти: сенсорную память, кратковременную память и долговременную память.

Сенсорная память

Сенсорная память — это самая ранняя стадия памяти. На этом этапе сенсорная информация из окружающей среды сохраняется в течение очень короткого периода времени, как правило, не более полсекунды для визуальной информации и 3–4 секунд для слуховой информации.

Люди обращают внимание только на определенные аспекты этой сенсорной памяти. Работа с сенсорной памятью позволяет части этой информации перейти на следующий этап: кратковременную память.

Кратковременная память

Кратковременная память, также известная как активная память, – это информация, которую мы знаем или о которой думаем в данный момент. В психологии Фрейда эту память можно было бы назвать сознательным умом.Внимание к сенсорным воспоминаниям создает информацию в кратковременной памяти.

Хотя многие из наших кратковременных воспоминаний быстро забываются, внимание к этой информации позволяет перейти к следующему этапу: долговременной памяти. Большая часть информации, хранящейся в активной памяти, будет храниться примерно от 20 до 30 секунд.

Эту емкость можно несколько увеличить, используя такие стратегии памяти, как разбиение на фрагменты, при котором связанная информация группируется в более мелкие "фрагменты".

Термин "кратковременная память" часто используется взаимозаменяемо с "рабочей памятью", которая относится к процессам, которые используются для временного хранения, организации и обработки информации.

В известной статье, опубликованной в 1956 году, психолог Джордж Миллер предположил, что емкость кратковременной памяти для хранения списка элементов составляет от пяти до девяти. Некоторые исследователи памяти теперь считают, что истинная емкость кратковременной памяти, вероятно, ближе к числу четыре.

Долговременная память

Долговременная память относится к непрерывному хранению информации. В психологии Фрейда долговременную память назвали бы предсознательной и бессознательной. Эта информация в значительной степени находится за пределами нашего сознания, но может быть вызвана в рабочую память и использована при необходимости. Некоторую часть этой информации довольно легко вспомнить, в то время как доступ к другим воспоминаниям гораздо сложнее.

Подведение итогов

Одна из моделей предполагает, что существует три основных типа памяти: сенсорная память, кратковременная память и долговременная память. Сенсорная память очень короткая; краткосрочная память немного длиннее; долговременная память может длиться всю жизнь.

Почему память иногда забывают

Забывание – удивительно распространенное явление. Просто подумайте, как легко забыть чье-то имя или пропустить важную встречу. Почему люди так часто забывают информацию, которую узнали в прошлом? Есть четыре основных объяснения того, почему происходит забывание:

  • Не удалось сохранить
  • Вмешательство
  • Мотивированное забывание
  • Ошибка получения

Исследования показали, что одним из важнейших факторов, влияющих на отказ памяти, является время. Информация часто быстро забывается, особенно если люди не просматривают и не репетируют ее активно.

Иногда информация просто теряется из памяти, а в других случаях она никогда не хранилась правильно. Иногда воспоминания конкурируют друг с другом, затрудняя запоминание определенной информации. В других случаях люди активно пытаются забыть то, что просто не хотят помнить.

Как улучшить память

Неважно, насколько хороша ваша память, есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы сделать ее еще лучше. Существует ряд полезных стратегий для борьбы с легкой потерей памяти. Эти методы включают:

Подведение итогов

Использование стратегий для улучшения памяти может быть полезным для припоминания и удержания. Научившись эффективно использовать эти стратегии, вы сможете обойти проблемные участки памяти и научить свой мозг функционировать по-новому.

Как защитить свою память

Хотя болезнь Альцгеймера и другие проблемы с памятью, связанные с возрастом, затрагивают многих пожилых людей, потеря памяти в более позднем взрослом возрасте не является неизбежной. Определенные способности имеют тенденцию снижаться с возрастом, но исследователи обнаружили, что люди в возрасте 70 лет зачастую так же хорошо справляются со многими когнитивными тестами, как и люди в возрасте 20 лет.

К 80 годам у людей обычно наблюдается некоторое снижение когнитивных функций. Некоторые типы памяти даже улучшаются с возрастом.

Чтобы защитить свой мозг с возрастом, попробуйте следующие стратегии:

  • Избегайте стресса. Исследования показали, что стресс может оказывать пагубное воздействие на области мозга, связанные с памятью, включая гиппокамп.
  • Избегайте наркотиков, алкоголя и других нейротоксинов. Употребление наркотиков и чрезмерное употребление алкоголя связано с ухудшением работы синапсов. Воздействие опасных химических веществ, таких как тяжелые металлы и пестициды, также может оказывать пагубное воздействие на мозг.
  • Занимайтесь физическими упражнениями. Регулярная физическая активность помогает улучшить насыщение мозга кислородом, что жизненно важно для образования и роста синапсов.
  • Стимулируйте свой мозг. Вы, наверное, слышали старую поговорку "Используй или потеряешь". Что ж, оказывается, в этом много правды, когда дело доходит до памяти. Исследователи обнаружили, что у людей, занимающихся работой, стимулирующей умственную деятельность, меньше шансов на развитие деменции.
  • Сохраняйте чувство самоэффективности. По мнению экспертов, сильное чувство самоэффективности связано с сохранением хорошей памяти в пожилом возрасте. Самоэффективность относится к чувству контроля, которое люди имеют над своей жизнью и судьбой. Это сильное чувство самоэффективности также было связано со снижением уровня стресса.

Подведение итогов

Несмотря на то, что не существует простого "быстрого решения", чтобы ваша память оставалась неизменной с возрастом, исследователи считают, что избегание стресса, ведение активного образа жизни и сохранение умственной активности являются важными способами снижения риска потери памяти.< /p>

Слово от Verywell

Человеческая память — это сложный процесс, который исследователи все еще пытаются лучше понять. Наши воспоминания делают нас теми, кто мы есть, но этот процесс не идеален. Хотя мы способны запоминать поразительное количество информации, мы также подвержены ошибкам и ошибкам.

Память гиппокампа мозг

Воспоминания хранятся в области мозга, называемой гиппокампом, которая показана красным цветом на этой компьютерной иллюстрации. Photo Researchers, Inc.

Сидя солнечным утром в уличном кафе в Монреале, Карим Надер вспоминает день, когда восемь лет назад два самолета врезались в башни-близнецы Всемирного торгового центра. Он закуривает сигарету и машет руками в воздухе, чтобы зарисовать сцену.

Во время нападения Надер был научным сотрудником Нью-Йоркского университета. Собираясь на работу, он включил радио и услышал, как утренние шутки диск-жокеев переходят в панику, рассказывая о событиях, разворачивающихся в Нижнем Манхэттене. Надер побежал на крышу своего многоквартирного дома, откуда открывался вид на башни менее чем в двух милях от него. Он стоял там, ошеломленный, пока они горели и падали, думая про себя: «Ни за что, чувак. Это не тот фильм».

В последующие дни, вспоминает Надер, он проходил через станции метро, ​​где стены были покрыты записками и фотографиями, оставленными людьми, отчаянно ищущими пропавших близких. «Это было похоже на то, как если бы вы шли вверх по течению реки печали», — говорит он.

Как и у миллионов людей, у Надера яркие и эмоциональные воспоминания о терактах 11 сентября 2001 года и их последствиях. Но как специалист по памяти и, в частности, по податливости памяти, он знает лучше, чем полностью доверять своим воспоминаниям.

У большинства людей есть так называемые вспышки воспоминаний о том, где они были и что делали, когда произошло что-то важное: убийство президента Джона Ф. Кеннеди, скажем, или взрыв космического корабля "Челленджер". (К сожалению, ошеломляюще ужасные новости, кажется, появляются неожиданно чаще, чем ошеломляюще хорошие новости.) Но какими бы ясными и подробными ни казались эти воспоминания, психологи находят их на удивление неточными.

Надер, который в настоящее время работает нейробиологом в Университете Макгилла в Монреале, говорит, что память о теракте во Всемирном торговом центре сыграла с ним злую шутку. Он вспомнил, как 11 сентября видел по телевидению кадры, на которых первый самолет врезался в северную башню Всемирного торгового центра. Но он был удивлен, узнав, что такие кадры впервые вышли в эфир на следующий день. Очевидно, он был не одинок: исследование 569 студентов колледжей, проведенное в 2003 году, показало, что 73 % разделяют это заблуждение.

Надер считает, что у него может быть объяснение таким причудам памяти. Его идеи нетрадиционны для нейронауки, и они заставили исследователей пересмотреть некоторые из их самых основных предположений о том, как работает память. Короче говоря, Надер считает, что сам акт воспоминания может изменить наши воспоминания.

Большая часть его исследований посвящена крысам, но он говорит, что те же основные принципы применимы и к человеческой памяти. На самом деле, говорит он, человеку или любому другому животному может оказаться невозможным вызвать воспоминание в уме, не изменив его каким-либо образом. Надер считает, что некоторые типы памяти, такие как память вспышек, более подвержены изменениям, чем другие. По его словам, воспоминания, связанные с такими важными событиями, как 11 сентября, могут быть особенно уязвимыми, потому что мы склонны прокручивать их снова и снова в уме и в разговорах с другими, и каждое повторение может изменить их.

Тех из нас, кто дорожит своими воспоминаниями и любит думать, что они являются точным свидетельством нашей истории, мысль о том, что память в основе своей податлива, не может не беспокоить. Не все исследователи считают, что Надер доказал, что сам процесс запоминания может изменять воспоминания. Но если он прав, это может быть не так уж и плохо. Возможно, даже удастся найти хорошее применение этому явлению, чтобы уменьшить страдания людей с посттравматическим стрессовым расстройством, которые страдают от повторяющихся воспоминаний о событиях, которые они хотели бы оставить в прошлом.

Надер родился в Каире, Египет. Его коптская христианская семья столкнулась с преследованиями со стороны арабских националистов и бежала в Канаду в 1970 году, когда ему было 4 года. Многие родственники также совершили поездку, так много, что девушка Надера дразнит его «саундтреком тысячи поцелуев» на больших семейных собраниях, когда люди обмениваются обычными приветствиями.

Он учился в колледже и аспирантуре Университета Торонто, а в 1996 году присоединился к лаборатории Нью-Йоркского университета под руководством Джозефа Леду, выдающегося нейробиолога, изучающего влияние эмоций на память. «Одна из вещей, которые меня действительно соблазнили в науке, это то, что это система, которую вы можете использовать для проверки своих собственных идей о том, как все работает», — говорит Надер. Даже самые заветные идеи в данной области вызывают сомнения.

Ученым давно известно, что для записи воспоминаний необходимо настроить связи между нейронами. Каждое воспоминание настраивает какое-то крошечное подмножество нейронов в мозгу (всего в человеческом мозгу 100 миллиардов нейронов), меняя способ их общения. Нейроны посылают сообщения друг другу через узкие промежутки, называемые синапсами. Синапс похож на оживленный порт, полный механизмов для отправки и получения груза — нейротрансмиттеров, специальных химических веществ, которые передают сигналы между нейронами. Весь транспортный механизм построен из белков, основных строительных блоков клеток.

Один из ученых, который сделал больше всего для понимания того, как работает память в микроскопическом масштабе, — Эрик Кандел, нейробиолог из Колумбийского университета в Нью-Йорке. За пять десятилетий исследований Кандел показал, как кратковременные воспоминания — те, что длятся несколько минут, — связаны с относительно быстрыми и простыми химическими изменениями в синапсе, которые делают его работу более эффективной. Кандел, получивший долю Нобелевской премии по физиологии и медицине 2000 года, обнаружил, что для создания памяти, которая длится часы, дни или годы, нейроны должны производить новые белки и как бы расширять доки, чтобы обеспечить движение нейротрансмиттеров. более эффективно. Долгосрочные воспоминания должны быть буквально встроены в синапсы мозга. Кандел и другие нейробиологи обычно полагали, что после того, как воспоминание сконструировано, оно становится стабильным и не может быть легко отменено. Или, как они говорят, память «консолидируется».

Согласно этой точке зрения, система памяти мозга работает как ручка и блокнот. На короткое время, прежде чем чернила высохнут, можно размазать написанное. Но после консолидации памяти она мало меняется. Конечно, с годами воспоминания могут тускнеть, как старое письмо (или даже сгорать при болезни Альцгеймера), но в обычных обстоятельствах содержание воспоминаний остается неизменным, независимо от того, сколько раз его доставали и читали. Надер бы оспорил эту идею.

Определяющим моментом в его ранней карьере стало то, что Надер посетил лекцию, которую Кандел читал в Нью-Йоркском университете, о том, как записываются воспоминания. Надеру стало интересно, что происходит, когда воспоминание вызывается. Работа с грызунами, начатая еще в 1960-х годах, не согласовывалась с теорией консолидации. Исследователи обнаружили, что память может быть ослаблена, если давать животному электрический ток или лекарство, влияющее на определенный нейротрансмиттер, сразу после того, как они побудили животное вспомнить память. Это говорит о том, что воспоминания уязвимы для разрушения даже после того, как они были объединены.

Если подумать об этом с другой стороны, в работе предполагалось, что хранение старых воспоминаний для долговременного хранения после того, как они были вызваны, удивительно похоже на их создание в первый раз. Как создание новой памяти, так и избавление от старой, по-видимому, связано с созданием белков в синапсе. Исследователи назвали этот процесс «реконсолидацией». Но другим, в том числе некоторым известным экспертам по памяти, не удалось воспроизвести эти результаты в собственных лабораториях, поэтому эта идея не была реализована.

Надер решил пересмотреть концепцию, проведя эксперимент. Зимой 1999 года он научил четырех крыс, что пронзительный звуковой сигнал предшествует легкому удару электрическим током. Это было легко — грызуны усваивают такие пары после того, как столкнулись с ними всего один раз. После этого крыса замирает на месте, когда слышит сигнал. Затем Надер подождал 24 часа, воспроизвел тон, чтобы реактивировать память, и ввел в мозг крысы лекарство, которое не дает нейронам производить новые белки.

Если воспоминания объединяются только один раз, когда они впервые создаются, рассуждал он, препарат не повлияет на память крысы о звуке или на то, как она будет реагировать на звук в будущем. Но если воспоминания должны хотя бы частично восстанавливаться каждый раз, когда они вызываются — вплоть до синтеза свежих нейронных белков, — крысы, которым вводили препарат, могли бы позже реагировать так, как будто они никогда не научились бояться тона и будут его игнорировать. Если это так, то исследование противоречило бы стандартной концепции памяти. Он признает, что это был долгий путь.

"Не тратьте время зря, это никогда не сработает", — сказал ему Леду.

Когда позже Нейдер протестировал крыс, они не замерли, услышав тон: они как будто совсем забыли об этом. Надер, который выглядит немного дьявольски в своей серьге и заостренных бакенбардах, все еще испытывает головокружение, рассказывая об эксперименте. С широко распахнутыми от волнения глазами он хлопает по столу в кафе. «Это безумие, да?Я зашел в офис Джо и сказал: «Я знаю, что там всего четыре животных, но это очень обнадеживает!»

После первоначальных выводов Надера некоторые нейробиологи высмеивали его работу в журнальных статьях и холодно относились к нему на научных встречах. Но данные вызвали более гармоничный отклик у некоторых психологов. В конце концов, их эксперименты уже давно предполагали, что память может быть легко искажена, и люди этого не осознают.

В ходе классического исследования 1978 года под руководством Элизабет Лофтус, психолога из Вашингтонского университета, исследователи показали студентам колледжа серию цветных фотографий, изображающих аварию, в которой красный автомобиль Datsun сбивает пешехода на пешеходном переходе. Студенты ответили на различные вопросы, некоторые из которых были намеренно введены в заблуждение. Например, несмотря на то, что на фотографиях был изображен Datsun на знаке «стоп», исследователи спросили некоторых студентов: «Проезжала ли другая машина мимо красного Datsun, когда он остановился у знака «уступи дорогу»?»

Позже исследователи спросили всех студентов, что они видели — знак «стоп» или «уступи дорогу»? Учащиеся, которым задали вводящий в заблуждение вопрос, с большей вероятностью дали неверный ответ, чем другие учащиеся.

По мнению Надера и его коллег, эксперимент подтверждает идею о том, что воспоминание переформируется в процессе его вызова. «С нашей точки зрения, это очень похоже на реконсолидацию памяти, — говорит Оливер Хардт, научный сотрудник лаборатории Надера.

Хардт и Надер говорят, что нечто подобное может произойти и с воспоминаниями о вспышках. Люди, как правило, хорошо помнят основные факты важного события — например, то, что во время терактов 11 сентября было захвачено в общей сложности четыре самолета, — но часто неправильно помнят личные подробности, например, где они были и что делали в то время. . Хардт говорит, что это может быть связано с тем, что это два разных типа воспоминаний, которые реактивируются в разных ситуациях. Телевидение и другие средства массовой информации подкрепляют основные факты. Но при воспроизведении этого опыта другим людям могут возникнуть искажения. «Когда вы пересказываете это, память становится пластичной, и все, что присутствует вокруг вас в окружающей среде, может мешать первоначальному содержанию памяти», — говорит Хардт. Например, в дни после 11 сентября люди, вероятно, неоднократно пересказывали свои личные истории («где вы были, когда узнали новости?») в разговорах с друзьями и семьей, возможно, позволяя деталям историй других людей смешиваться со своими собственными. .

Со времени первоначального эксперимента Надера десятки исследований с крысами, червями, цыплятами, медоносными пчелами и студентами колледжей показали, что даже давние воспоминания могут быть нарушены при воспроизведении. Цель Надера – связать исследования на животных и полученные в результате данные о суетливых молекулярных механизмах синапсов с повседневным человеческим опытом запоминания.

Некоторые эксперты считают, что он забегает вперед, особенно когда связывает человеческую память с данными, полученными на крысах и других животных. «Он немного преувеличивает», – говорит Кандел.

Дэниел Шактер, психолог из Гарвардского университета, изучающий память, согласен с Надером в том, что искажения могут возникать, когда люди реактивируют воспоминания. Вопрос в том, является ли реконсолидация, которую, по его мнению, убедительно продемонстрировал Надер в экспериментах на крысах, является причиной искажений. «Прямых доказательств того, что эти две вещи связаны, пока нет», — говорит Шактер. «Это интригующая возможность, за которой людям теперь придется следить».

В нескольких милях от его офиса в Монреале, в Институте Университета психического здоровья Дугласа, проводится проверка теории Надера о реконсолидации памяти в реальных условиях. Ален Брюне, психолог, проводит клиническое исследование с участием людей с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Есть надежда, что опекуны смогут ослабить цепляющие воспоминания, преследующие пациентов днем ​​и вторгающиеся в их сны ночью.

Брюнет знает, насколько сильными могут быть травмирующие воспоминания. В 1989 году, когда он учился на степень магистра психологии в Монреальском университете, мужчина, вооруженный полуавтоматической винтовкой, вошел в инженерный класс кампуса, отделил мужчин от женщин и застрелил женщин. Боевик продолжил бойню в других классах и коридорах Политехнической школы университета, застрелив 27 человек и убив 14 женщин, прежде чем покончить с собой. Это была самая массовая стрельба в Канаде.

Брюнет, находившийся в тот день на другом конце кампуса, говорит: "Для меня это был очень важный опыт". Он говорит, что был удивлен, обнаружив, как мало в то время было известно о психологическом воздействии таких событий и о том, как помочь людям, пережившим их. Он решил изучить травматический стресс и способы его лечения.

Даже сейчас, по словам Брюне, лекарства и психотерапия, обычно используемые для лечения посттравматического стрессового расстройства, не приносят длительного облегчения многим пациентам. "Еще есть много возможностей для поиска более эффективных методов лечения", – говорит он.

В первом исследовании Брюне пациенты с посттравматическим стрессовым расстройством принимали лекарство, предназначенное для предотвращения реконсолидации пугающих воспоминаний. Препарат пропранолол уже давно используется для лечения высокого кровяного давления, и некоторые артисты принимают его для борьбы со страхом сцены. Препарат ингибирует нейротрансмиттер, называемый норэпинефрином. Одним из возможных побочных эффектов препарата является потеря памяти. (В исследовании, похожем на исходный эксперимент Надера с крысами, исследователи из лаборатории Леду обнаружили, что препарат может ослабить страшные воспоминания о высоком тоне.)

Каждый из пациентов, участвовавших в исследовании Брюне, опубликованном в 2008 году, примерно десять лет назад пережил травмирующее событие, например автомобильную аварию, нападение или сексуальное насилие. Они начали сеанс терапии, сидя в одиночестве в неприметной комнате с потертым креслом и телевизором. Девять пациентов приняли таблетку пропранолола и в течение часа читали или смотрели телевизор, пока препарат не подействовал. Десять человек получили таблетку плацебо.

Брюне вошел в комнату и поговорил с пациентом, прежде чем сказать пациенту, что у него есть просьба: он хотел, чтобы пациент прочитал сценарий, основанный на предыдущих интервью с человеком, описывающий его или ее травматический опыт. Пациенты, все добровольцы, знали, что чтение будет частью эксперимента. "С некоторыми все в порядке, некоторые начинают плакать, некоторым нужно сделать перерыв", – говорит Брюнет.

Неделю спустя пациенты с посттравматическим стрессовым расстройством слушали сценарий, на этот раз не принимая ни лекарства, ни плацебо. По сравнению с пациентами, принимавшими плацебо, те, кто принимал пропранолол неделей ранее, теперь были спокойнее; у них был меньший скачок частоты сердечных сокращений, и они меньше потели.

Брюнет только что завершил более крупное исследование, в котором приняли участие около 70 пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством. Те, кто принимал пропранолол один раз в неделю в течение шести недель, читая сценарий своего травматического события, показали в среднем 50-процентное снижение стандартных симптомов посттравматического стрессового расстройства. У них было меньше ночных кошмаров и воспоминаний в повседневной жизни спустя долгое время после того, как действие препарата прошло. Лечение не стерло память пациентов о том, что с ними произошло; скорее, это, кажется, изменило качество той памяти. «Неделю за неделей эмоциональный тон памяти кажется все слабее», — говорит Брюне. «Они начинают меньше заботиться об этой памяти».

Надер говорит, что травматические воспоминания пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством могут храниться в мозгу примерно так же, как память о тоне, предсказывающем шок, хранится в мозгу крысы. В обоих случаях вызов памяти открывает ее для манипуляций. Надер говорит, что его воодушевила работа с пациентами с посттравматическим стрессовым расстройством. "Если есть шанс помочь людям, мы должны попробовать", – говорит он.

Среди многих вопросов, которые сейчас задает Надер, заключается в том, все ли воспоминания становятся уязвимыми при вызове, или только определенные воспоминания при определенных обстоятельствах.

Конечно, есть еще более важный вопрос: почему воспоминания так ненадежны? В конце концов, если бы они были менее подвержены изменениям, мы бы не страдали от смущения из-за неправильного запоминания деталей важного разговора или первого свидания.

Опять же, редактирование может быть еще одним способом учиться на собственном опыте. Если бы приятные воспоминания о ранней любви не были смягчены знанием катастрофического разрыва или если бы воспоминания о трудных временах не были компенсированы знанием того, что в конце концов все наладилось, мы могли бы не пожинать плоды этих с трудом заработанных жизненные уроки. Возможно, будет лучше, если мы сможем переписывать наши воспоминания каждый раз, когда вспоминаем их. Надер предполагает, что реконсолидация может быть механизмом мозга для переделки старых воспоминаний в свете всего, что произошло с тех пор. Другими словами, это может быть тем, что удерживает нас от жизни в прошлом.

Грег Миллер пишет о биологии, поведении и неврологии для журнала Science. Он живет в Сан-Франциско. Жиль Мингассон – фотограф из Лос-Анджелеса.

Читайте также: