№ 4292 1 об увековечении памяти погибших, защищая Отечество
Обновлено: 21.11.2024
Наука. Общество. Оборона
2019. Т. 7. № 4
2311-1763
Интернет-ISSN
Наука. Общество. Защита
2019. Том. 7. № 4
УДК: 93/94; 341,1/8,3
DOI: 10.24411/2311-1763-2019-10208
Поступила в редакцию: 21.03.2019 г.
Опубликована: 27.05.2019 г.
Отправлено: 21 марта 2019 г.
Опубликовано в сети: 27 мая 2019 г.
Для цитирования: Соклаков А.Ю. Международное гуманитарное право: из истории судебного разбирательства по статусу воинских захоронений за пределами Отечества. Наука. Общество. Оборона. Москва. Т. 7. № 4 (21). DOI: 10.24411/2311-1763-2019-10208.
Для цитирования: Соклаков А. Ю. Международное гуманитарное право: Из истории правового регулирования статуса воинских захоронений за пределами Отечества. Наука. Общество. Оборона = Наука. Общество. Оборона. Москва. Т. 7. № 4. 2019. DOI: 10.24411/2311-1763-2019-10208.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанных с этой статьей, не сообщалось.
Конфликт интересов: никаких сообщений о конфликте интересов, связанных с этой статьей, не поступало.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Международное гуманитарное право:
из истории судебного преследования воинских захоронений за пределами Отечества
А.Ю. Соклаков 1
1 Московское высшее общевойсковое командное училище,
г. Москва, Российская Федерация,
Аннотация:
Введение. В статье учитывается особенность процесса международно-правовой регламентации порядка захоронения и сбережения воинских захоронений и кладбищ. Автор уделил особое внимание истории, подписанной Советским Союзом женевских центров конвенций и протоколов, а также развитию межгосударственных отношений СССР с соседними и восточноевропейскими странами по рассматриваемой проблеме.
Выводы. Ставится вопрос о необходимости действий по внесению вклада в памятные места и захоронению периода Великой Отечественной войны в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и в Перечень находящихся за рубежом мест Российской Федерации погребения, памятника историко-мемориальному значению Федерации.
Ключевые слова:
военная некрополистика, международное гуманитарное право, антифашизм,
воинские захоронения, всемирное наследие ЮНЕСКО, военно-мемориальная работа,
хельсинкский процесс, женевские применимы
ВВЕДЕНИЕ
Два чувства дивно близких нам —
В них обретается сердце еда — Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Не единожды соотносятся наши спасатели с миром и ценой собственной жизни останавливают различных агрессоров. Немало защитников Отечества в разные его века было погребено за границами. В историческом мире сохранность захоронений заключенных и мирных жертв боевых действий за пределами своей Родины, а также порядок сообщения о соответствующих погребениях регламентируются нормами международного гуманитарного права.
Правовая регламентация порядка захоронения военнослужащих и мирных жертв военных действий, а также порядок обмена информацией между воюющими сторонами о погребенных лицах имеет достаточную продолжительность истории (1). Разоблачению мифов о полном неприятии СССР норм международного гуманитарного права, регламентировавших в том числе и порядок погребения участников общественных мероприятий, посвященных ряду научных публикаций [30; 31, с. 62]. Поэтому детальный анализ этого вопроса в настоящей статье не рассматривается.
В Российской Федерации процессы увековечения о погибших и в том числе сбережения в местах их погребения должны быть отмечены вниманием к событиям на уровне слушателей [27]. Был подписан и ряд подзаконных актов [36; 45]. Тем не менее, необходимо нахождение, что количество нерешенных проблем в этой сфере все же остается.
ОТ КОНВЕНЦИИ 1929 г. К ВОССТАНОВЛЕНИЮ АВСТРИИ
В случае болезни СССР ряд документов о наследственности и взаимной помощи с другими государствами антигитлеровской коалиции [7; 10–12]. В послевоенное время наблюдения за близкими по содержанию договоров сохранилась [8; 13–15; 17]. Все эти документы требуют антифашистской направленности и были призваны выступать за дело мира и сотрудничества между государствами. В некоторых из них подчеркивалось установление дружественных и братских отношений между народами. Однако статус воинских захоронений заключенных и мирных жертв Второй мировой войны и ответственность сторон за их содержание в договорах не устанавливались.
ОТ ХЕЛЬСИНКСКОГО ПРОЦЕССА К ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ 90-х гг. ХХ СТОЛЕТИЯ
В 1970 г. Женевские приемлемо 1949 г. были дополнены двумя протоколами. Таким образом, международно-правовая регламентация местных погребений получила развитие [24; 25].Тем не менее, как и ранее, в СССР обнаружена проблема постоянно встречающихся в выявленных идеологических соображений, что существенно осложняло возможность присутствия встречающихся.
Бурное изменение ситуации в Европе и прежде всего повторилось в 1990 г. Объединение Германии не рассматривалось в столь короткое время, и было предложено включить соглашение. Поэтому совместным письмом от 12.09.1990 г. от имени правительства ФРГ и ГДР четырем державам гарантировал уход и уважительное отношение к находящимся на территории Германии военным захоронениям, памятникам жертвам тирании [34, п. 2]. Вскоре это обязательство и намерение расширить сотрудничество в рамках предполагаемой организации было отражено в статье 18 договора между СССР и ФРГ [9].
В этой связи необходимо упомянуть, что еще в 1979 г. одно из мест массового захоронения советских военнопленных, а именно концлагерь Освенцим (Аушвиц), был включен в список объектов наследия ЮНЕСКО [47]. Несмотря на это, в 2015 г. часть могил узников была осквернена, представитель британской прессы постарался голосовать в совершенных ранее подобных деяниях советских военнослужащих [2; 44]. Тем не менее, автор полагает, что назначение места встречи и захоронения советских военнослужащих и жертв фашизма особым статусом является согласием мирной деятельности и патриотического воспитания подрастающих поколений.
С 1992 г. уже в Российской Федерации возобновилась практика внесения статей о сохранности захоронений в тексты договоров о межгосударственном балансе и международных связях [6; 19–21]. российская власть вернула и межгосударственные органы об уходе за воинскими захоронениями [38–41]. При этом вопросы финансирования и некоторые другие в них излагались по-разному (5).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вместе с тем необходимо констатировать, что остается вопрос о включении как минимальной части места обнаружения и захоронения красноармейцев, а также в Перечень находящихся за рубежом мест погребения, изъятия. для Российской Федерации историко-мемориальное значение (6). Рекомендуются, что в условиях стремительного роста остроты в мире и непрекращающихся значений фальсификации истории Второй мировой войны и активизации в отношении государств националистических сил такие нагрузки как никогда актуальны.
Примечания
- Первое Женевское соглашение (конвенция) об облегчении участи раненых и больных воинов во время войны было подписано достижение шестнадцати государств 10(22).08.1864 г.
- Ст. 4. Это связано с выявлением ряда потенциальных случаев обнаружения, направленных на установление обнаружения раненых и погибших.
- СССР, Великобритания, США и Франция.
- Документ автору Журнал Е.А. Обернихин.
- В частности, содержание захоронений и памятников на границах того или иного государства осуществляется за счет: переговоров договаривающейся стороны (например: РФ – Финляндия, РФ – Румыния); одной стороны (например: Германия, Италия); заинтересованной стоны (например: РФ – Венгрия).
- Данный перечень дополнялся в 2012, 2014, 2016 и 2017 гг.
Список литературы
Информация об авторе
Соклаков Александр Юрьевич , кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московского высшего общевойскового командного училища, г. Москва, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Международное гуманитарное право:
Из истории правового регулирования
о статусе воинских захоронений за пределами Отечества
А. Ю. Соклакова 1
1 Московское высшее общевойсковое Командное училище, Москва, Российская Федерация , я>
Введение. В статье рассматривается длительный процесс эволюции международно-правового регулирования порядка захоронения и сохранения воинских захоронений и кладбищ. Автор уделил некоторое внимание истории подписания Советским Союзом Женевских конвенций и протоколов, а также развитию межгосударственных отношений СССР с рядом стран Центральной и Восточной Европы по данному вопросу. р>
Методы. Автор констатирует, что в результате Хельсинкского процесса историко-культурные соображения стали важной составляющей процесса обеспечения сохранности надгробий, памятников и мемориалов периода Второй мировой войны. В статье приводится пример влияния «парада суверенитетов» республик СССР на двусторонние договоренности по уходу за воинскими захоронениями и памятниками.Особое внимание уделяется стремлению определенных сил избавиться от советских воинских мемориалов и некрополей.
Заключение. Ставится вопрос о необходимости принятия мер по включению памятных мест и захоронений времен Великой Отечественной войны в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и Список захоронений, находящихся за рубежом, имеющих историко-мемориальное значение для Российской Федерации.
Ключевые слова:
военный некрополь, международное гуманитарное право, антифашизм,
военные захоронения, всемирное наследие ЮНЕСКО, военно-мемориальные работы,
Хельсинкский процесс, Женевские конвенции
Ссылки
Информация об авторе
Александр Ю. . Соклаков, канд. науч. (истор.), доц. профессор, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московского высшего общевойскового командного училища, Москва, Российская Федерация.
Читайте также: